ЭКСПЕРТНЫЙ ПОРТАЛ ДЕБАТОВ И МНЕНИЙ
Статус
Завершены
Голосование завершено
Рассчитываем...
  • Денис Драгунский
    Денис Драгунский
    Эксперт

    В очередной (десятый? сотый? тысячный) раз прозвучало предложение ввести – то есть вернуть – обязательную школьную форму для российских учащихся.

    Вопрос, конечно, интересный и чертовски актуальный. Жгучий, животрепещущий, не терпящий отлагательства. Но, как говорил товарищ Сталин в пьесе Иона Друцэ «Вечерний звон» – давайте расчленим вопрос. Данный вопрос легко расчленяется на три практически независимых момента.

    Итак, первое. Как прожженный либерал-традиционалист, я всегда выступал и выступаю за единую школьную форму. Точно так же я выступаю за отглаженный костюм и белую сорочку, хорошо подобранный галстук, начищенные туфли, аккуратную прическу и гладко выбритые щеки (даже при наличии усов и бороды) – разумеется, когда речь идет об официальной, ритуальной или корпоративной обстановке. Мне нравятся бодрые и веселые люди в рваных джинсах, линялых шортах и ношеных кроссовках – но в неформальной обстановке. Если бы я был профессором, я бы выгонял с экзамена неряшливо одетых студентов.

    Школа – это корпоративный контекст. Единая форма – это базовая форма дисциплины, а дисциплина – это, в переводе с латыни, и есть «обучение» или «отрасль знания». Discipulus – значит «ученик». Нет ничего, кроме пользы, в дисциплине с юных лет. Тем более что 99% учеников будут в своей взрослой жизни вести себя весьма дисциплинировано – и в семье, и на работе. Далее, единая форма одежды для школьников создает ощущение корпоративного равенства. Не интеллектуального, не физического, не материального равенства – а именно «ученики равны как члены одной корпорации». Это тоже весьма полезно.

    И не так уж важно, будет эта форма общероссийская без малейших вариаций, или каждая школа будет пришивать свои особые обшлага и выпушки, пуговицы и галстуки. Важно ощущение общности и принадлежности к группе. Не надо говорить, что стандартная школьная форма стесняет свободу ученика. Трудно вообразить более свободных подростков, чем ученики английских закрытых частных школ. Однако там столетиями крепко держатся за свою школьную форму, гордятся ею.

    Так что сама идея единой школьной формы вовсе не плоха. Скорее, даже хороша.

    Далее, второе. Предлагается сделать форму такую же, как была в СССР или, паче того, в Российской империи. Кстати, старая советская форма отчасти копировала гимназическую. Здесь явственно звучит нота не только ностальгическая, но и магическая: вот нарядим мальчиков и девочек в старомодную форму, и – крибле-крабле-бумс! – вся страна станет традиционно-благопристойной, как Империя, или могучей, как Советский Союз.

    Нет, не станет. Когда Леонид Ильич Брежнев надел на себя маршальскую форму и повесил себе на грудь высший полководческий орден «Победа», он не стал крупным военачальником и великим стратегом. Не с того конца надо начинать, не надо подменять стремление к величию страны – фантазиями реконструкторов.

    И, наконец, третье. Предложение ввести новую школьную форму императорско-советского образца исходит от неугомонного в своих инициативах депутата Милонова. Иногда кажется, что некоторые его предложения направлены в том числе и на поддержание интереса к его собственной персоне, и в этом, надо признать, он преуспел.

    59 голоса(ов) (15%)
  • Мария Арбатова
    Мария Арбатова
    Эксперт

    Свою собственную школьную форму я вспоминаю с таким отвращением, что отношусь к этой теме серьёзно. И особенно серьёзно отношусь, когда кто-то хочет грязно подзаработать и попиариться на этом вопросе. Все, наверное, слышали, что треть сшитой к этому учебному году формы оказалась фальсификатом – была сшита из некачественных, вредных для детей материалов.

    В танденеме к этому некоторые пытаются решить за счёт детей свои пиаровские задачи. Депутат Милонов, который, склонен постоянно переодеваться и переобуваться, совсем не эксперт в этой теме. Самого его мы уже видели то в либеральном сюртуке, то в рясе, то в военной форме, и он уже предлагал одеть депутатов и чиновников в униформу. Пусть их и переодевает, а детей мы от Милонова защитим.

    Дети – не солдаты, чтобы ходить в форме. Моя внучка идёт в этом году в первый класс очень хорошей школы. Так вот требования к одежде там такие: тёмные, спокойные, не яркие цвета. Остальное родители и ребёнок решают, исходя их комфорта ребёнка. И это я считаю признаком настоящего уважения и заботы о школьниках.

    35 голоса(ов) (9%)
  • Евгений Федоров
    Евгений Федоров
    Эксперт

    Школьная форма не случайно была и в школах Российской империи, и в советских школах. Форма воспитывает в ученике ответственность, дисциплину, и, в целом, помогает воспитывать ребенка как полноценного члена общества. Поэтому, конечно, школьная форма – это свидетельство высокого уровня обучения, и она однозначно должна быть в российских школах.

    Сегодня многие выступают против введения обязательной школьной формы, потому что, к сожалению, часто общество сильно развращено так называемой либеральной пропагандой и соросовскими идеями, где ученик должен быть предоставлен сам себе, а школа должна лишь помогать ему усваивать программу.

    Согласно этой концепции школа вообще не занимается воспитанием детей, она лишь предоставляет знания, то есть своего рода оказывает образовательные услуги. И такой подход, действительно, не нуждается в школьной форме. Однако в результате подобных концепций дети просто не учатся думать. У них появляются какие-то знания, которые появились бы и так, но процесс мышления им не знаком.

    Фактически же такой подход приводит к деградации и населения, да и государства в целом, что мы сейчас во многом наблюдаем с точки зрения общих параметров. Поэтому школьная форма нужна, её нужно обязательно возвращать в школы России.

    293 голоса(ов) (75%)