- Ирина АбанкинаЭксперт
Готова поддержать высказывание Сергея Кравцова о том, что среднее профессиональное образование как непрерывная образовательная траектория более выгодна отдельным группам выпускников, которые ориентированы на быстрое вхождение на рынок труда и постепенное наращивание своей квалификации.
Высшее образование по инженерным, техническим, технологическим специальностям предполагают именно высшие квалификационные категории (пятую, шестую), а это решение инженерных, сложных технологических задач. Но, на самом деле, очень широка востребованность работников и четвертой, и даже третьей квалификационной категории. Это все, кто занят техническим обслуживанием, логистикой, эксплуатацией, ремонтом (в том числе и современной сложной техники). Мы знаем, что для средне- медицинского персонала достаточно среднего профессионального образования. Сегодня действует и разрешение выпускникам колледжей работать педагогами в школах, причем не только в начальной школе, но и в старшей школе, в том числе, из-за дефицита кадров.
Есть целые направления, которые сегодня связаны с цифровизацией, где среднее профессиональное образование является вполне достаточным уровнем и позволяет дальше адаптировать свою образовательную траекторию, наращивая необходимые компетенции, используя те или другие гораздо более краткие курсы.
Надо сказать, что и в финансовой сфере в своё время среднее профессиональное образование было ведущей траекторией. Только отдельные финансовые институты предлагали высшее образование, а те, кто были связаны с обеспечением финансовой деятельности, имели среднее профессиональное образование. Сегодня с учётом очень серьёзной информатизации в этой сфере, его также, как правило, достаточно. Поэтому крупные сегменты, связанные с финансовым обслуживанием, цифровизацией, строительным бизнесом, логистикой, эксплуатацией оборудования и т.д. действительно часто нуждаются в выпускниках со средним профессиональным образованием.
Безусловно, высшее образование при этом также очень важно. Но профессиональное развитие не препятствует в дальнейшем получению высшего образования, в том числе и как продолжения уже полученного среднего. То есть не с первого курса после школы, а интегрировано, с учётом уже полученных знаний и компетенций, а также опыта работы. Мы сегодня очень нуждаемся в наращивании компетенций до нужного квалификационного уровня. Но не просто как траектории образования сразу после школы в вуз, а как траектории, которая позволяет уже имеющим опыт работы людям получить высшее образование и выйти на следующий квалификационный уровень.
Надо сказать, что и новый сегмент креативных индустрий, а это медиакоммуникации, работа с наследием, проекты в сфере культуры, дизайна, действительно больше ориентирован на мастерство и в меньшей степени буквально на высшее образование. Кстати, кроме балетного училища Ваганова, которое действительно даёт высшее образование, все остальные балетные школы, включая школу Большого театра, дают среднее профессиональное образование. Такая практика не редкость в сферах искусства и культуры, когда основное внимание уделено именно мастерству, а не просто формально высшему образованию, которое требует и другой теоретической базы, и на этой базе развития определённых навыков в решении сложных задач.
Поэтому министр просвещения Сергей Кравцов прав. Есть треки, которые обеспечивают образование, необходимое для очень серьёзного спроса со стороны рынка труда. Эксперты указывают на то, что иногда рынок четвертой квалификационной группы испытывает давление со стороны выпускников более высокой квалификации, которые могли бы работать и на пятом квалификационном уровне, имея высшее образование, но таких мест оказывается недостаточно. Тогда они начинают вытеснять и давить на четвертый квалификационный уровень, где достаточно и среднего профессионального образования.
Марк Агранович проводил интересное исследование по уровням профессионального образования и структуре экономики и по странам мира, и по регионам нашей страны. Исследование показывает, что структура экономики отдельных стран может находиться в большем или меньшем соответствии со структурой уровней образования. И существует как и недостаток образования, в том числе профессионального, когда работодателям приходится за свой счёт учить и обеспечивать квалификацию работников, так и превышение его, когда люди с более высоким уровнем образования, которые могли бы работать на инженерных направлениях, в области здравоохранения, педагогики и т.д., вынуждены занимать ниши, требующие более низкого уровня образования, потому что для них просто нет такого количества рабочих мест. У работодателей нет соответствующей потребности в инженерах, технологах, специалистах высшей квалификации, том числе и гуманитарной сферы. Поэтому это очень серьёзная и важная задача: выстроить соответствие профессиональных знаний той структуре рынка труда, которая актуальна сегодня, и которая прогнозируется в перспективе в стране.
26 голоса(ов) (26%) - Юрий КрупновЭксперт
Заявление Сергея Кравцова о том, что среднее профобразование иногда превосходит высшее, звучит как поговорка «в Киеве – бузина, а в огороде – дядька». Иной раз диву даёшься, что говорят наши замечательные бюрократы высшего уровня. Но что бы они ни говорили, получается все в пользу того, чтобы сокращать бюджеты и снижать реальные достижения, которые есть на сегодняшний момент.
Недавно на ПМЭФ выступала ведущая, которая сказала, что фактически детей надо рожать в поле, а не в роддомах, поскольку это наша русская традиция. Теперь министр просвещения зачем-то сравнивает среднее профессиональное образование – техникумы в советской терминологии – и высшее профессиональное образование – вузы. Но это совершенно разные типы образования, и они не могут быть лучше или хуже друг друга. Сравнивать их все равно сравнить, например, начальное образование в школе и высшее образование в университете. Среднее и высшее образования – это разные типы образования в принципе, и сравнивать их нельзя.
Но даже если кому-то хочется такого сравнения, то почему получается, что не высшее лучше среднего профессионального образования? Если бы было наоборот, тогда бы увеличивали число бюджетных мест в вузах. Но тезис Кравцова ведет, наоборот, к снижению высшего образования. А после министр скажет, что начальная школа или детское дошкольное образование еще лучше и среднего профессионального образования, и высшего.
В таких заявлениях все время просматривается готовность работать на оптимизацию имеющейся системы образования. Эта сквозная «творческая» мысль, и её не просто нельзя поддержать, ею надо возмутиться!
Примерно в том же духе министр здравоохранения Мурашко год назад открыл истину, что низкая рождаемость и проблемы нашей демографии связаны с тем, что женщины стремятся получить образование и сделать карьеру. Сама логика подобных заявлений приводит к тому, что если мы решаем поставленные перед страной задачи демографического развития и повышение рождаемости, то нам надо женщин лишить образования и карьеры.
На мой взгляд, за такие заявления пора просто-напросто крепко бить по голове.
25 голоса(ов) (25%) - Даниил ДобрынченкоЭксперт
За последние десять лет в сфере среднего специального образования (СПО) России произошли значительные изменения, которые многие не заметили. Однако статистика говорит сама за себя. Число желающих поступить в колледжи ежегодно растет на 13-14%, тогда как интерес к высшим учебным заведениям снижается на 12-13%. Эти изменения происходят неравномерно, и нельзя утверждать, что все колледжи стали современными и достойными внимания молодых абитуриентов. Однако трансформация в этой сфере идет довольно быстро.
Одна из причин быстрой трансформации колледжей заключается в их меньших размерах и большей гибкости по сравнению с университетами. Колледжи могут быстрее адаптировать свои программы и предложить актуальные компетенции, что делает их привлекательными для молодежи. Участие России в чемпионатах рабочих профессий WorldSkills стало катализатором этих изменений. В стране появилось движение профессионалов, способных обеспечивать подготовку мирового уровня по ряду рабочих профессий.
Промышленная революция, которую мы наблюдаем, порождает новые технологии, привлекающие как подрастающее поколение, так и людей науки. Мы стали свидетелями нового феномена: доктора наук переходят на работу в лидерские колледжи. Почему это происходит? Все просто: колледжи, работающие в тесной связке с современной индустрией, оснащаются самым современным оборудованием. Ученый-практик получает доступ к этому оборудованию, что сложно найти в университетах.
Колледжи предлагают практико-ориентированную подготовку по компетенциям, которые сверхвостребованы на рынке труда. Это привлекает студентов, желающих получать образование, позволяющее перейти к интересным практическим задачам и стать участниками развития современных индустрий.Несмотря на позитивные изменения, в сфере среднего профессионального образования остается множество проблем. Недостаток преподавателей-практиков из индустрии и низкая оплата труда, вынуждающая преподавательский состав гнаться за количеством часов вместо качества подготовки, остаются серьезными вызовами. Тем не менее, в крупных городах и регионах с развитой индустрией, благодаря грамотным приоритетам местных властей и сотрудничеству с бизнесом, ситуация постепенно улучшается.
Эти позитивные изменения замечают абитуриенты, и все больше молодых людей стремятся поступить в колледжи. Они видят в этом возможность получить образование, которое позволит им быть востребованными на рынке труда и работать с передовыми технологиями.
В заключение можно сказать, что сфера среднего специального образования в России меняется и меняется в лучшую сторону. Эти изменения поддерживаются региональными и городскими властями, а также бизнесом. Программа "Регион-Профи" Московской Школы Управления СКОЛКОВО играет важную роль в этой трансформации. Она обучает управленческие команды лидерских колледжей и создает сообщество выпускников, которые продолжают вносить вклад в развитие системы СПО.
25 голоса(ов) (25%) - Дмитрий ГусевЭксперт
На сегодняшний день, в стране отмечается кризис именно рабочих специальностей. Нехватка таких специалистов существует на всех предприятиях промышленного производства. Ввиду этого, Россия вынуждена завозить рабочих-мигрантов, которые занимают вакансии сварщиков, монтеров и другие высококвалифицированные специальности.
Поэтому школьники, которые сегодня выбирают такого рода среднее профессиональное образование, на ближайшие десятилетия будут обеспечены достойной, высокооплачиваемой работой. Люди рабочих специальностей сегодня очень хорошо зарабатывают, и спрос на таких сотрудников на рынке труда действительно велик.
Государство уже делает многое, что молодежь выбирала среднее профессиональное образование. Для этого действует конкурс WorldSkills Russia, а также другие программы среднего специального образования.
24 голоса(ов) (24%)