- Алексей МакаркинЭксперт
Сейчас стоит проблема, как бы разобраться с уже действующей G-20, а не формировать новую по президенту Бразилии Луле. Сам по себе формат «Двадцатки» появился в другую историческую эпоху, когда была попытка выстроить диалог между руководителями ведущих стран и стало ясно, что тогдашняя «Большая восьмёрка», в которую ещё входила Россия, не представляет всех. Есть Китай, Индия, та же самая Бразилия, и нужен формат большого круглого стола, на котором все друг с другом бы договаривались. Но за это время произошло столько событий, что сейчас требуется сохранить нынешнюю «Двадцатку».
Почему президент Бразилии сделал заявление о необходимости новой «Двадцатки»? Его только что избрали, и он действует на контрасте со своим предшественником. Болсонару — своего рода бразильский Трамп. Соответственно, Лула подчёркивает, что он — активный участник глобального мира и глобального диалога, предельно открытый; что он готов быть посредником, предлагать свои инициативы. Другое дело, что эти инициативы сейчас не работают, но у него есть возможность показать, что он хотя бы попытался что-то предложить.
Была уже миротворческая инициатива Китая по Украине, условно говоря, «за всё хорошее». Конечно, у этой инициативы есть проблемы с механизмами, приемлемостью для всех сторон и так далее. Но в Китае у власти люди абсолютно не наивные, они исходят из того, что сейчас, апеллируя к странам, не входящим в западный блок, надо подчёркивать свою миротворческую идентичность. И Китай это делает. К этому теперь подключилась и Бразилия. Но реальные результаты крайне маловероятны.
20 голоса(ов) (30%) - Сергей СтанкевичЭксперт
Предложение президента Бразилии Луиса Инасиу Лула да Силва создать похожий на G20 форум для переговоров с целью «положить конец войне и установить мир» в Украине идёт в развитие его уже звучавших ранее призывов. В этом отношении Лула да Силва примыкает к миротворческой линии Китая, куда он вскоре собирается отправиться с государственным визитом. Возможно, из Пекина прозвучит совместное заявление, развивающее тему.
Китай, однако, конкретного переговорного формата пока не предлагал. А бразильский президент предложил. Важно, что он считает необходимым участие в переговорах ведущих мировых держав, поскольку война уже затрагивает жизненные интересы всех ключевых регионов мира. Аналогия с группой G20 все же выглядит метафорой, подчёркивающей важность и срочность проблемы. Чтобы прийти к результату, переговорный формат должен быть более компактным.
Мне представлялся более работоспособным формат 10+2, в котором прямыми переговорщиками выступают Украина и Россия. Спонсорами и гарантами являются: США, Британия, Франция, Китай (постоянные члены СБ ООН); Германия, Италия, Нидерланды (ведущие экономики Евросоюза); Индия, Турция, Бразилия (лидеры регионального влияния). Уместны были бы наблюдатели от ООН и ОБСЕ. Миротворческая дюжина 10+2 вполне способна выработать компромиссную формулу мира, а затем воплотить её в жизнь и надёжно закрепить.
Ближайший по смыслу аналог – переговоры 1990 года в формате «2 + 4» (ФРГ, ГДР и четыре державы-победительницы: СССР, США, Великобритания, Франция) — «для обсуждения внешних аспектов достижения германского единства, включая вопросы безопасности соседних государств». Тогда не всё получилось, но главное состоялось. Можно идти по прецеденту.
Наиболее удобным местом для сбора группы 10+2 мог бы стать Стамбул, где переговоры уже велись и где пока продолжается работа совместного координационного центра, обеспечивающего реализацию Черноморской зерновой инициативы. Напомним, что ЧЗИ – зримая практическая альтернатива войне.
Главное препятствие к миру на нынешнем этапе: отсутствие готовности сторон к компромиссу, вынуждающее воевать до капитуляции. В РФ в последнее время неформально рассматриваются различные компромиссные варианты. Призывы со стороны Китая, Белоруссии и Бразилии способствуют такому поиску «мира сейчас» и легитимизируют его в правовом пространстве России.
В Украине поиск каких-либо вариантов компромисса пока не заметен.
Официально утверждённый образ финала войны сводится к предельному ультиматуму: границы 1991 года, репарации, судебные процессы. Для старта переговоров необходимо иное целеполагание.Пока инициативу в духе «мир сейчас» не поддержала ни одна страна НАТО. Хотя президент Франции Эммануэль Макрон в ходе визита в Китай сделал несколько обнадёживающих заявлений.
Линия фронта в Украине существенно не меняется с ноября прошлого года. С каждым месяцем сохранения патовой ситуации призывы переходить к международным миротворческим переговорам будут множиться. И перетекать с глобального Юга в пределы «коллективного Запада».
23 голоса(ов) (35%) - Алексей МартыновЭксперт
России интересно все, что ведёт к миру на Украине, к разрешению этого конфликта и качественному окончанию специальной военной операции. Все цели, поставленные Верховным главнокомандующим в начале специальной военной операции, должны быть достигнуты. Во многом они уже достигнуты. Но есть нюансы, связанные с демилитаризацией и денацификацией агрессивного режима Киева.
Пока президента Зеленского накачивают деньгами и оружием из Вашингтона и Запада в целом, сложно говорить о том, когда такие цели будут выполнены. Но главная цель СВО — спасение Донбасских республик, — мне кажется очевидным, что в большинстве своём достигнута. Есть что очистить от оккупированных украинскими военными территорий, но это дело времени. В мирном процессе это всё решаемые вещи и без военных действий. Поэтому всё, что ведёт к миру, внимательно изучается и всячески приветствуется в России.
Что касается президента Бразилии да Силвы и его заявления по поводу стран «Двадцатки» для того, чтобы найти способ умиротворить агрессивную Украину, — это своего рода антиамериканский жест. Обратите внимание, в последнее время бразилец фонтанирует такими заявлениями: он и по поводу высказался достаточно жестко, теперь вот по поводу Украины.
Бразилия в целом же слабо представляет себе, где находится Украина — где-то в Европе, недалеко от русских. И в первую очередь, этот конфликт — некий американский проект, проект Джо Байдена. Антиамериканизм — один из важных элементов публичной политики в Латинской Америке в целом. Бразилия в этом смысле не исключение. И такие эскапады надо рассматривать именно как антиамериканский выбор, ничего удивительного нет, что в подобной риторике публично выступает президент Бразилии.
Скорее, сильнее удивила ремарка президента Макрона во время визита в Китай, где он двусмысленно высказался так, что все подумали о демарше в сторону США. От Макрона услышать нечто в этом роде поразительно, потому что пугливая европейская элита, конечно, подобным образом удивляет.
Что же касается лидеров латиноамериканских стран, то их риторика совершенно неудивительна, это их обычная и даже обязательная программа. То, что сегодня в ее контекст входит тема умиротворения Украины, лишний раз указывает на то, что украинский кейс становится важным местом и магистральной темой стартовавшей в США президентской избирательной кампании. И в том числе антиамериканские заявления да Силвы надо рассматривать ровно в контексте предстоящих в будущем году выборов.
22 голоса(ов) (33%)