- Станислав БышокЭксперт
Пока на сайте правительства РФ доступна только информация о 28 дорожных картах, но не сами документы. И если исходить из этой информации, то нужно обладать очень большим запасом оптимизма, чтобы данный набор договоренностей называть «союзным государством».
Если же мы уберем словосочетание «союзное государство» и будем рассматривать просто отношения между двумя странами, то тогда это абсолютно адекватные, нужные 28 договоренностей, которые сами по себе не вызывают споров. Документы нейтральны, поэтому и сторонники, и противники глубокой интеграции России и Белоруссии не видят поводов для критики: улучшение законодательства для бизнеса, выработка стандартов по общей безопасности и производству продукции, и т.п. – все это очень хорошо. Все выработанные дорожные карты хороши, только совсем не похожи на договоренности союзного государства.
Но мы видим, что существуют и иные соглашения, которые не входят в 28 дорожных карт, но при этом носят первостепенный характер – отдельное соглашение по обороне, например, или космические программы. Говорилось даже о запуске белорусского космонавта на МКС мощностями России.
Повестка российско-белорусской интеграции не исчерпывается 28 дорожных картами. Для образования нашего союзного государства этих карт недостаточно.
Если же говорить о позитивных сторонах нынешнего сближения Минска и Москвы, то положительное зерно заключается в том, что данные договоренности не воспринимаются в штыки противниками интеграции. Однако же и никто из сторонников союзного государства особенно не ликует, а то и критикует данную инициативу. Итак, противники вздохнули с облегчением, а сторонники молчат или высказываются критически.
Возможно, в Москве не уверены, что нынешний президент Белоруссии обладает внутренней легитимностью в достаточной степени для того, чтобы заключать более глобальные и глубокие интеграционные соглашения. Возможно, что это все конспирология, и на3 голоса(ов) (30%) - Сергей ПантелеевЭксперт
Принятие 28 союзных программ приняты является значительным шагом вперед на пути союзной интеграции. Много было критиков, которые до последнего момента, когда уже было объявлено о подписании этих дорожных карт и названа дата 4 ноября, говорили, что никто ничего не подпишет. Некоторые обращали внимание на то, что встречи проводятся не на высшем уровне, а в дистанционном режиме, что носит, скорее, ритуальный характер, нежели предполагает действительный процесс интеграции. Но все 28 союзных программ были подписаны, а также был сделан ряд ярких и знаковых политических заявлений.
Вместе с 28 дорожными картами президенты двух стран утвердили военную доктрину союзного государства, в чем есть особый смысл. Нынешняя геополитическая ситуация связана, прежде всего, с обострением вопросов безопасности, а они тянут за собой экономические действия, которые заложены в союзных программах.
Утверждена, наконец, и миграционная политика союзного государства. Этот вопрос также связан с соблюдением вопросов безопасности, ведь сейчас существуют сложности даже для пересечения границ, - сложности, связанные, с одной стороны, с ковидными ограничениями, с другой, – с неопределенностью, которая была в визовой политике РФ и РБ, и которая заставила Россию предпринять действия для контроля над границей. Совместно выработанная миграционная политика снимет эти все ограничения и сформирует полноценный союз в режиме фактически отсутствия границ.
Критики обращают внимание на то, что сами дорожные карты полностью еще недоступны для ознакомления, опубликовано только их описание. Но я считаю, что все зависит от того, в какой мере наши белорусские союзники смогут поступательно и последовательно двигаться по пути реализации намеченных 28-ми программ. Принципиальный вопрос – вопрос формирования единой ценовой политики по нефти и газу, – очевидно, или решается, или будет решен, а тогда и остальные моменты в наших отношениях будут решаться намного проще. На фоне прорывных решений в сфере союзной безопасности, остальные вопросы уладятся.
Вопросы интеграции с нашими ближайшими соседями очень часто упираются во внутренние противоречия. В отношениях России и Белоруссии – это, в первую очередь, споры хозяйствующих субъектов, которые всегда оборачивались недопониманием, обидами, упреками. Но когда возникает внешний фактор, то и эти вопросы решаются, т.к. есть проблема обеспечения союзной безопасности, устойчивости систем, создания условий синхронного и долгосрочного развития.
Сейчас именно внешний фактор играет на становление союзного государства. И Россия, и Белоруссия находятся в жестких отношениях с Западом, против них ведется санкционная война, происходят действия, направленные, прямо скажем, на подрыв политических систем. Это естественным образом включает защитные механизмы государств, и возникает необходимость решения всех противоречий, в том числе и между хозяйствующими субъектами, чтобы у нашего союзного государства было будущее. Потому что иной вариант будущего не предполагается.
Есть и еще один нюанс: те решения, которые сегодня принимаются на высшем уровне относительно интеграции РФ и РБ, вписаны в большую евразийскую интеграцию, которая также имеет свои ограничения и проблемы. И я думаю, что если в течение ближайших нескольких лет мы будем видеть реальные успехи в создании союзного государства, если эти успехи почувствуют наши граждане, живущие и в России, и в Белоруссии, то принятые 4 ноября решения могут стать историческими, поскольку будут стимулировать дальнейшее продвижение большой евразийской интеграции.
7 голоса(ов) (70%)