ЭКСПЕРТНЫЙ ПОРТАЛ ДЕБАТОВ И МНЕНИЙ
Статус
Завершены
Голосование завершено
Рассчитываем...
  • Александр Адамский
    Александр Адамский
    Эксперт

    Вопрос о введении новых школьных предметов сам по себе профессиональный, но имеющий общественное значение, и в этом заключается трудность его решения. Есть две тонкости, которые обращают благие намерения в противоположный результат.

    Конечно, очень важно, чтобы и взрослые, и молодежь умели обращаться с финансами. И очень было бы хорошо, если бы при этом они обладали знаниями в области кибер-безопасности, понимали, как им не «вляпаться» в плохую историю, начиная от компьютерных вирусов и заканчивая деструктивными сообществами, сектами. Это необходимо вводить в школе, но очень часто на волне болезненной общественной актуальности возникают трудности в решении проблемы.

    Ловушка подстерегает всех: и тех, кто хочет познакомить детей с религией, и тех, кто хочет познакомить их с классической русской литературой, кто хочет научить финансовой грамотности, играть в бадминтон и тому подобное. При этом каждый обязательно настаивает на добавлении искомого урока в школьное расписание.

    Но дальше начинается известное в психологии отторжение того, что детям разных возрастов навязывается. В результате этого навязывания прекрасные произведения классической русской литературы не то, что отторгаются, а становятся ненавидимыми, и приходят к ним уже после, во взрослом возрасте. Отторгается религия, отторгается спорт и физкультура. Министерство просвещения понимает, что обязательное преподавание той же финансовой грамотности будет иметь одно последствие – отторжение.

    Далее можно рассуждать о таком паллиативе: введение аспектов одного предмета в ряд других дисциплин. Но и подобная мера будет иметь тот же эффект. Так, к примеру, дети не любили литературу, а сейчас они будут не любить и литературу, и финансовую грамотность, которую пытались к литературе приобщить.

    Сегодня в образовании существует огромное количество возможностей, которые раскрывают склонность детей к разным видам деятельности – проектной, игровой, исследовательской. Заниматься этим нужно индивидуализировано, с вовлечением детей в увлекательные проекты, и уж точно не пытаться запереть их в школе.

    Например, можно было бы пригласить детей в банк, если речь идет о финансовой грамотности. На стадион, в мастерскую, в консерваторию. У финансовой деятельности есть образовательный ресурс, сами дети с удовольствием играют в «фантики», в «монополию». Предложить им вместо такого азарта урок не получится.

    Хотя сама идея внедрения финансовой грамотности правильна, но реализация в существующей сегодня архаичной форме, приведет к обратным результатам. Как и привело уже к снижению уровня знаний школьников по литературе, математике, истории и другим предметам.

    3 голоса(ов) (42%)
  • Игорь Реморенко
    Игорь Реморенко
    Эксперт

    Ставшую поводом к дискуссии новость об обязательном преподавании финансовой грамотности в начальной и средней школе уже частично опровергли. Министерство просвещения заявило, что отдельно подобного предмета введено не будет, но, например, в начальной школе (и в математике, и в окружающем мире) упоминается финансовая грамотность как один из образовательных результатов.

    Если открыть утвержденные в мае 2021 года стандарты начального (1-4 класс) и основного (5-9 класс) общего образования, то можно увидеть, что в ряде предметов финансовая грамотность фигурирует. В математике элементы финансовой грамотности были всегда - задачи про деньги школьники решали, а вот в окружающем мире такие аспекты не освещались.

    Теперь же появился раздел, который связан со знакомством школьников с различными способами финансового мошенничества. Это актуально: многие школьники уже сейчас пользуются банковскими картами, им, также как и взрослым, могут звонить, требовать CVV- или пин-код, что представляет опасность. И если школа начинает это обсуждать, то это совсем неплохо. Но введение нового предмета «финансовая грамотность» не требуется, а вот решать задачи, связанные с финансовым поведением, имеет смысл.

    Другие аспекты кибер-преступлений также освещены в образовательных стандартах, но уже в предмете «информатика». Например, что касается сохранности персональных данных и последствий нарушения их тайны. Подобные элементы образования дети начинают осваивать.

    Но все же важно не отягощать постоянно образовательные стандарты новыми элементами. Сегодня у нас наводнение, завтра финансовый кризис, потом пандемия… На все напасти знаний на напасешься.

    В образовательном стандарте необходимо предусмотреть сам интерес ребёнка разбираться в стремительно меняющейся повестке, т.е. критическое и аналитическое мышление: способность задавать вопросы и находить ответы, отбирать аргументы, факты, информацию из множества знаний, что считать убедительным, а что нет, где фальсификация, а где достоверные факты.

    Многие страны, которые обновляют образовательные стандарты, как раз стремятся сформулировать ключевые компетенции, которые необходимы для жизни в постоянно меняющемся обществе, а не каждый раз добавлять какие-то новые сведения, которые могут быстро потерять актуальность. И учителей мы стараемся ориентировать на отказ от т.н. «желтых конспектов».

    Угрозы, вызовы, проблемы каждый день возникают новые, учителя должны и сами уметь работать с постоянно меняющейся информационной повесткой. В этом смысле важен не тот учитель, который повторяет правильные ответы, а тот, который умеет работать со стоящими на повестке актуальными вопросами. И мы для наших студентов стараемся создавать подобные образовательные программы.

    4 голоса(ов) (57%)