ЭКСПЕРТНЫЙ ПОРТАЛ ДЕБАТОВ И МНЕНИЙ
Статус
Завершены
Голосование завершено
Рассчитываем...
  • Леонид Перлов
    Леонид Перлов
    Эксперт
    На сайте Минпросвещения сообщается, что одна из задач нацпроекта «Образование», реализация которого запланирована с 2019 по 2024 годы, - «это родители, которые получают необходимую психолого-педагогическую и методическую поддержку по вопросам воспитания детей».
    Видимо, авторы текста ожидают, что психолого-педагогическую поддержку будут оказывать родителям, соответственно, психологи и педагоги. Но ведь психологов в школах разогнали! Там, где они сохранились, один психолог работает с двумя-тремя сотнями детей, и о какой поддержке родителей может идти речь? У него на ученика 15 минут в год.
    С педагогами ситуация не лучше: острейшим образом стоит кадровый вопрос, учителей нет уже сейчас. РАНХиГС проводил исследование для ОНФ - 48% школ объявили о том, что у них есть кадровые проблемы (по итогам 2019 года этот показатель вырос до 51% - ред). Около 40% из имеющихся учителей - пенсионного и предпенсионного возраста.
    Чтобы появились эти педагоги, которые будут заниматься и детьми, и консультировать родителей - нужны деньги и желающие этим заниматься. Престиж профессии должен быть таков, чтобы молодые люди в эту профессию шли. А в этом направлении позитивных сдвигов не предвидится, скорее наоборот, продолжается снижение престижа профессии учителя.
    Кадровую проблему в образовании планируется решить с помощью развития дистанционного образования. То есть, воспитательную поддержку родителям просто некому будет оказывать. О ком идет речь в нацпроекте? Об электронно-цифровой панеле МЭШ (Московская электронная школа - ред.)? Она родителей консультировать по вопросам педагогики будет?

    Складывается ощущение, что нацпроект, в котором, в том числе, декларируется поддержка для родителей, написан для того, чтобы красиво выглядеть на бумаге, а как и - главное - кто это будет воплощать в реальности, остается загадкой.

    1 голоса(ов) (25%)
  • Ирина Абанкина
    Ирина Абанкина
    Эксперт
    В пандемию, когда школы перешли на дистанционное обучение, родители остро почувствовали, что у них есть дети, которыми нужно заниматься, и испытали очень большую растерянность, были дезориентированы. Многие бросились помогать детям в учебе, делая все за них. Это, кстати, очень присущая нам черта, так как школа и родители ориентированы на оценки, в то время как во многих зарубежных странах акцент ставится, наоборот, на воспитание в ребенке самостоятельности и личной ответственности. Потребовался очень серьезный диалог.
    Пандемия еще раз показала, насколько важна роль родителей и семьи в образовании. Я считаю, что начался новый этап взаимодействия школы, учеников и родителей, где последним отводится большая роль и, конечно, им требуется широкая психологическая и методическая поддержка.
    Сейчас в России работают 15 тысяч консультационных центров, большая часть которых открыто при дошкольных учреждениях, но есть и при общеобразовательных школах, и отдельно работающие. В них родители могут получить консультацию педагогов, психологов и специалистов дополнительного образования. Обычно центры работают совместно с органами социальной опеки и попечительства.
    В некоторых регионах (Московская область, Татарстан, Башкортостан, Забайкальский край, Республика Тыва, Тюменская, Липецкая, Белгородская области, Мордовия) подошли к вопросу на системной основе, создали регионально-муниципальную модель оказания помощи родителям совместно с органами опеки и попечительства, здравоохранения, образования.
    То, что вопросы помощи родителям начали обсуждать со стороны законодательства об образовании, в рамках нацпроекта “Образование” - это очень хорошо. Формирование современного родительства - это, на мой взгляд, одно из важнейших гуманитарных направлений государственной политики. 
    Сложностей немало на этом пути. Сейчас это развивается в основном на грантовой основе в рамках национальных проектов, федеральных и региональных программ развития образования, но надо ставить это на постоянную основу. Кроме того, центры должны гарантировать защиту личных данных и полную анонимность обращения, а с этим иногда сейчас возникают проблемы.
    Сеть консультационных центров необходимо развивать дальше. Сейчас у нас работают 39 тысяч детских садов и 42 тысячи школ, то есть консультационными центрами охвачены всего 20% учреждений. Не обязательно при каждом детском саду или школе делать такие центры: это могут быть мобильные службы и выездные консультации, а также программы для родителей на телевидении, в других СМИ. Но у родителей должна быть возможность получения индивидуальной консультации и методической литературы напрямую от специалистов центра.
     
    Мы все были свидетелями драматических и трагических случаев в российских школах. Если мы говорим о своем желании предотвращать такие несчастья, то нам нужно работать не только со школьниками, но и с их родителями. Консультанты центров работают со взрослыми людьми, и это может изменить всю внутрисемейную экосистему, что положительно скажется на эмоциональном состоянии ребенка.

    3 голоса(ов) (75%)