ЭКСПЕРТНЫЙ ПОРТАЛ ДЕБАТОВ И МНЕНИЙ
Статус
Завершены
Голосование завершено
Рассчитываем...
  • Артем Кирьянов
    Артем Кирьянов
    Эксперт

    Обновленный законопроект «О рекламе» окажет положительное влияние на рынок наружной рекламы. Этим законопроектом предусматривается создание нового цифрового медиа ресурса, который позволит обеспечить оперативный масштабный охват аудитории на территории всей страны и в сети Интернет в обеспечение интересов государства. Хотелось бы отметить, что на данном этапе идет рабочий процесс подготовки законопроекта ко второму чтению. Срок внесения поправок был определен в 30 дней на заседании, когда мы принимали законопроект в первом чтении.

    Вижу, что дискуссия во многом разворачивается не по существу представленных поправок в закон «О рекламе», а в целом по вопросам регулирования отрасли. Те опасения, которые озвучивают некоторые игроки рынка, никакого отношения не имеют ни к концепции законопроекта, ни к дальнейшей правоприменительной практике, которая возникнет после его принятия.

    Преимущества законопроекта таковы: операторам наружной рекламы, осуществляющим размещение информации на цифровых рекламных конструкциях, на безвозмездной основе обеспечат доступ к информационному ресурсу, посредством которого осуществляется размещение. Также компании получат на бесплатной основе программное обеспечение, которое будет создаваться под чутким руководством Минцифры.  Появляется дополнительная возможность модернизации оборудования за счет Единого оператора, если это необходимо, исходя из технических характеристик рекламоносителей. Использование информационного ресурса единого оператора позволит размещать рекламу и на цифровых рекламных конструкциях и других операторов наружной рекламы, что окажет поддержку данному рынку.

    Установка единым оператором цифровых рекламных конструкций на территории всех субъектов РФ позволит модернизировать инвентарь и изменить рекламный облик российских городов, сделав их более привлекательным для рекламодателей и способствовать развитию экономики.

    Важно также отметить, что законопроект не изменяет основ регулирования рынка наружной рекламы, а лишь устанавливает специальный правовой режим работы единого оператора цифровых рекламных конструкций и объявлений физических лиц с дополнительными требованиями к обеспечению безопасности и использованию информационного ресурса единого оператора в целях контроля за размещением социальной рекламы, и создания достоверного информационного поля на улицах российских городов.

    Использование единого информационного ресурса позволит обеспечить единообразие социальной рекламы, отслеживать размещаемый контент и требовать оперативного прекращения демонстрации запрещенной и недостоверной информации на улицах и в сети Интернет, по аналогии регулирования социальной рекламы в сети Интернет, и других медиаресурсах.

    Также использование информационного ресурса Единого оператора при распространении рекламы и информации позволит обеспечить оперативный контроль ФАС России за рынком наружной рекламы посредством направления в адрес Единого оператора предписаний о прекращении демонстрации незаконного контента.

    Законопроект не предполагает создание монополии ни в цифровой наружной рекламе, ни в наружной рекламе. Операторы наружной рекламы могут по-прежнему участвовать в торгах на установку и эксплуатацию рекламных конструкций и осуществлять деятельность по распространению рекламы. В данном случае распространение рекламы именно на цифровых рекламных конструкциях будет происходить с использованием информационного ресурса единого оператора, обеспечивающего безопасность распространения информации.

    Принципы конкуренции, таким образом, не нарушаются. Как и прежде, существует возможность участвовать в торгах. Тезис о выпадающих доходах бюджета от установки цифровых рекламных конструкций единым оператором не соответствует действительности.

    Создание системы прозрачного регулирования на федеральном уровне позволит нивелировать ситуацию с незаконной установкой рекламных конструкций и обеспечить поступления денежных средств в местные бюджеты. Многие города на территории нашей страны в настоящий момент не получают или недополучают доходы в бюджет от размещения наружной рекламы.

    Также следует подчеркнуть, что неуместны любые ссылки на этот законопроект в виде фактора, влияющего на уменьшение количества рабочих мест.

    Так, по экспертным оценкам, в отрасли на сегодняшний день работает порядка 8-10 тысяч сотрудников. Однако в публичном пространстве сейчас многие пытаются отталкиваться от очень странных цифр. Например, 150 тысяч, или 25 тысяч людей, которые якобы могут потерять работу, потерять источники доходов в рекламной отрасли. Напротив, создание единого оператора приведет в том числе к увеличению количества людей, которые занимаются наружной рекламой. По нашей предварительной оценке, в регионах появится 1-2 тысячи новых рабочих мест.

    В рамках работы с электронными досками объявлений для нас как для государства, должно быть четкое понимание, куда и как уходят персональные данные россиян, как они используются. В условиях беспрецедентного санкционного давления необходимо обеспечить интересы национальной безопасности и при этом защитить каждого конкретного гражданина, который пользуется электронными досками объявлений.

    И здесь совершенно правильно было подчеркнуто председателем Госдумы РФ Вячеславом Володиным на процедуре первого чтения, что мы должны заботиться о своих юридических лицах, о своих людях, и не допускать ухудшения их положения. Этому на самом деле и посвящена работа, которая сейчас ведется по подготовке ко второму чтению.

    На мой взгляд, сегодня не нужно создавать отдельную государственную корпорацию и тратить серьезные деньги бюджета на формирование новой структуры неэффективно. Это потребует не только финансовых, но и временных ресурсов. Также необходимо нанять большое количество квалифицированных кадров.

    Именно поэтому предлагается вариант, который будет работать без дополнительного государственного субсидирования, но под контролем тех федеральных органов исполнительной власти, которые будут обозначены в законопроекте. И этот контроль будет достаточно жесткий, а сам единый оператор станет системообразующей организацией. Это один из критериев выбора данного оператора. Он должен осуществлять всю эту деятельность на своей базе с использованием собственных ресурсов. Речь идет о таком правильном подходе государственно-частного партнерства.

    Выбор оператора — прерогатива и решение Правительства РФ. Это произойдет после того, как будет принят данный законопроект.  К «Авито» и тем игрокам с иностранным участием, которые занимаются сегодня электронным выпуском объявлений, конечно, отношение другое. У нас нет задачи, чтобы огромное количество персональных данных, и того, что называется Big Data, проходило бы или анализировалось, или каким-то образом использовалось компаниями с иностранным участием. Важно понимать, что всеми этими тонкими процессами необходимо руководить и контролировать со стороны государства.

    Игроки с иностранным участием имеют право и возможность поступить таким образом, чтобы соблюдалось российское законодательство, были защищены законные права и интересы граждан РФ, и соблюдались параметры по защите в рамках информационной безопасности, по тем вопросам, которые действительно сегодня тревожат.

    Мы с Вами понимаем, что информационная война, развернутая против Российской Федерации, конечно, не имеет прецедентов в текущей мировой практике и это очень серьезная тема. Надо максимально защитить, обезопасить страну и граждан. Да, действительно мы не должны дожидаться, когда недружественными странами или иными группировками будут  предприняты какие-то жесткие меры. Мы должны быть готовы к этому и законодательно, и технически.

    15 голоса(ов) (24%)
  • Владимир Правдивый
    Владимир Правдивый
    Эксперт

    Принятие законопроекта в том виде, в каком он был утвержден в первом чтении нижней палатой 15 июля, вынудит классифайды прекратить свою деятельность. Но главное, он лишит более 56 миллионов пользователей, или практически каждую российскую семью, которая ежемесячно использует Авито, привычного и удобного сервиса, который позволяет делать жизнь проще и безопаснее. Законопроект вытолкнет пользователей в «серые» зоны в виде нерегулируемых площадок и мессенджеров, где существуют мошенники, и нанесет непоправимый ущерб сотням тысяч компаний среднего и мелкого бизнеса, для которых классифайды являются зачастую единственным или важнейшим каналом для продвижения их товаров и сервисов.

    К настоящему моменту в России сложилась одна из самых сильных в мире индустрий классифайдов, в создание которой были вложены огромные человеческие ресурсы. Принятие законопроекта приведет к разрушению целой отрасли, которая обеспечивает рабочими местами десятки тысяч человек и десятки миллиардов рублей в виде налоговых поступлений в бюджет. Только в Авито более 800 специалистов вместе с алгоритмами искусственного интеллекта следят за чистотой платформы: каждое объявление проверяется на соответствие законодательству до публикации, сложные случаи рассматриваются вручную.

    28 голоса(ов) (45%)
  • Дмитрий Гусев
    Дмитрий Гусев
    Эксперт

    Если действительно будет единый оператор рекламы, то он должен быть государственным, а не частным

    Большинство участников рынка высказались против этого закона. Но поскольку он принят в первом чтении, думаю, что нам все равно нужно готовить поправки. Мы ждем от всех участников рынка, от всех депутатов поправок, которые внесем перед вторым чтением. Однако если действительно будет единый оператор цифровых рекламных конструкций и всех электронных объявлений в интернете, то он должен быть государственным, а не частным.

    И вообще, в законе «О рекламе» масса серых зон. Давно пора привести его в порядок. Необходимо учесть все тенденции нашего времени.

    Отдельно за рамками обсуждаемого законопроекта, мы предлагаем создать межфракционную рабочую группу по изменению закона «О рекламе» с участием профильного комитета по экономике, комитета по информационной политике  и антимонопольной службы.

    18 голоса(ов) (29%)