- Алексей МакаркинЭксперт
По тарифам ЖКХ ситуация сложилась такая, что правительство не имеет другого выбора. Это то же самое, что и повышение пенсионного возраста – плохо, но куда деваться?
Есть сфера ЖКХ, ее нужно как-то финансировать. Соответственно, у государства достаточного ресурса для этого нет. Проблема в том, что отрасли необходимы постоянные влияния, а не разовые выплаты. При желании можно найти в бюджете средства для разовых операций, и это не станет большой проблемой, но средств для постоянного финансирования, чтобы вся система не обветшала, альтернативы подобным решениям у государства нет.
Даже если управляющие компании будут экономнее, о чем много говорится, все равно приобретения от экономии окажутся незначительными по сравнению с тем, что нужно для отрасли ЖКХ. Была бы возможность – таких бы решений власти не принимали. Но никто не может предложить альтернативы, которая бы всех устроила. Если бы существовал иной вариант, он, конечно, был бы реализован. Но такого варианта нет, поэтому правительство, с моей точки зрения, поступает реалистично.
Другое дело, что нужно смотреть, какие категории попадут под обещанную адресную поддержку. С одной стороны, могут быть удовлетворены малоимущие, они получают компенсацию и проходят по критерию. С другой стороны, есть средний класс, который в последнее время обеднел.
По многим социальным группам нанесла удар пандемия, например, по малому бизнесу. И в то же время средний класс обеднел не до уровня тех людей, которым действительно нужно считать каждую копейку. Но при этом у людей все равно фрустрация и снижение жизненного уровня. Кто-то раньше мог слетать в Турцию, а сейчас он уже высчитает эту возможность или вовсе ее исключает. Человек сравнивает свой достаток не с самыми бедными и нуждающимися, а со своим прежним привычным уровнем жизни.
И для части такого среднего класса, который платежеспособен, но которому нужно сократить свои расходы, данное повышение может стать дополнительным раздражителем. Однако реальной и технологичной альтернативы этому повышению, как я уже сказал, никто не предложил. Это вынужденное решение, от которого не уйти, как и в случае с пенсионной реформой.
3 голоса(ов) (30%) - Никита КричевскийЭксперт
Ситуация, в которой тарифы на ЖКХ вырастут, а поддержки так никто и не увидит, невозможна. Пока даже эти заявления в принципе не более, чем слухи. Говорить нужно о конкретных цифрах и фактах, пока же идут предварительные согласования.
То, что тарифы будут повышены – вполне вероятно. Однако это необязательно, потому что параллельно с этим правительство занимается выводом с региональных рынков теплоснабжения мелких организаций, которые все последние десять лет, как они вошли на этот рынок, занимались выкачиванием денег потребителей. Сейчас их выводят с рынка, и деловое сообщество уже вопиет: 95% компаний малого и среднего бизнеса будут исключены из отрасли. Однако же именно при их присутствии в отрасли тарифы были необоснованно завышены, не проводилось никакой модернизации, а ответственные лица активно занимались собственным обогащением. Следствием этого многообразия стали участившиеся аварии на ТЭЦ, о которых мы регулярно слышим в холодное время года. В области электроэнергетики подобного нет, а в сфере тепла они случаются очень часто.
Насколько значительно окажутся повышены тарифы ЖКХ – неизвестно. Это вопрос дискуссионный и подлежащий всестороннему обсуждению. Главная цель правительства Михаила Мишустина – сделать так, чтобы благосостояние людей улучшалось, чтобы увеличить качество жизни. Повышение тарифов сверх инфляции, конечно же, этому способствовать не будет, а совсем наоборот.
Что касается поддержки, то мы пока не знаем о том, какие категории граждан попадут в эти льготы. Но, безусловно, поддержка сама по себе будет. С одной стороны, это могут быть низкооплачиваемые, малообеспеченные пенсионеры и инвалиды, с другой, многодетные семьи. Не исключен вариант и того, что будут предоставляться определенные скидки по аналогии с налогом на имущество, когда из кадастровой стоимости вычитается 20 метров жилплощади и пропорционально уменьшается количество проживающих. Фактически оплачиваются излишки.
Можно сказать, что муниципалитеты и региональные власти будут субсидировать значительную часть оплаты ЖКУ для пенсионеров или для тех, у кого прожиточный минимум не превышает определенной суммы. Это уже происходит. Можно говорить и о том, что поддержка будет расширена, потому что проблемы в деньгах у правительства нет, и это самое главное.
Никто не собирается дополнительно «стричь» бедное население, чтобы оно тратило еще больше на естественных монополистов. У правительства нет такого желания, и вряд ли можно привести хоть один контрпример за последние полтора года действий кабинета министров, которые наносили бы вред населению.
Пока правительство занято тем, что наводит порядок в самых разных сферах. Самый яркий пример – всплеск инфляции, из-за которого пострадали металлурги, производители сельхоз удобрений, торговые сети. Они получили и налоговый, и фискальный, и административный, и регуляторный пресс, о котором даже не предполагали. В перспективе я думаю, что дело может дойти до уголовных дел для тех, кто занимался получением необоснованной выгоды, либо для тех госуправлений, кто этому способствовал. Ждать, что ЖКХ вдруг станет исключением из правила, которое наметилось за последние полтора года, значит поставить крест на всей предыдущей работе правительства.
ЖКХ – это одна из немногих доставшихся по наследству сфер, разваленных предыдущими либеральными правительствами 1990-х и 2000-х годов. Эта сфера давно стала способом нелегитимного обогащения тех, кто смог встроиться в отраслевые цепочки. Сегодня идет речь об искоренении подобного. Что же касается повышения тарифов, повторюсь, цифры не будут превышать определенного порога доходов людей. Хотя каким будет порог, мы еще не знаем, это могут быть 5% или 10%, об этом и идет сейчас дискуссия.
7 голоса(ов) (70%)