- Сергей СтанкевичЭксперт
В связи с продолжающимся на наших глазах распадом «старого миропорядка» все его фундаментальные опоры подлежат ревизии с последующей корректировкой или заменой. Причём делать это лучше превентивно и договорно, не допуская очередных случаев стихийного обрушения порядка в хаос.
О неотложности такой работы весомо, грубо и зримо напомнил наезд в Россию бронепоезда с лидером КНДР Ким Чен Ыном. Пришло время разобраться, в какой мере отвечает современным реалиям статус всестороннего «изгоя», возложенный объединёнными нациями на Пхеньян за самовольное обладание ядерным оружием.
Как известно, режим нераспространения ядерного оружия, закреплённый системой международных договоров и резолюций СБ ООН, имел целью зафиксировать круг ядерных держав по состоянию на 1967 г., не допуская его дальнейшего расширения.
Со времени вступления в 1970 г. в силу Договора о нераспространении ядерного оружия (ДНЯО) прошло более чем полвека и ситуация в корне изменилась. Кроме изначальной ядерной пятёрки - США, России, Великобритании, Франции и Китая – ядерное оружие появилось у Индии, Пакистана, Израиля (не подтверждено) и у Северной Кореи. Именно последняя стала предметом самых жестких, в чём-то показательных международных санкций.
С 2006 года СБ ООН принял 8 резолюций, поэтапно ужесточавших санкции против КНДР (в ответ на каждое испытание Пхеньяном ядерного оружия, а также на отдельные пуски ракет). Дополнительные санкции принимали США, Евросоюз, Япония, Австралия, Южная Корея. В результате страна оказалась почти в полной санкционной блокаде.
В апреле 2018 года при посредничестве США и России две Кореи подписали совместный документ и наметили шаги к историческому примирению. Этот поворот тогдашний президент США Дональд Трамп считал своим «историческим достижением». Предполагалось, что в процессе примирения ядерный арсенал КНДР будет передаваться под международный контроль в обмен на снятие санкций и массированную международную помощь. При смене администрации в США великое корейское примирение, увы, было глубоко заморожено.
В настоящее время перед Россией и Китаем – ключевыми контрагентами КНДР – встаёт нелёгкая задача. Пришло время пересмотреть явно устаревший, ставший бессмысленно-карательным режим санкций против Пхеньяна, но при этом не разрушить режим нераспространения. Это вполне возможно, если Москва и Пекин будут действовать совместно. Первичные шаги гуманитарного характера могли бы быть приняты двумя державами немедленно и инициативно ad hoc (поставки нефтепродуктов, угля, продовольствия, медицинских средств и др.). А более основательное правовое переоформление статуса КНДР хорошо бы внести в виде совместного проекта резолюции СБ ООН.
Думается, что остальные члены Совбеза, столкнувшись с перспективой фактического, произвольного снятия санкционного режима в отношении КНДР, предпочтут развалу упорядоченный поэтапный демонтаж. Особенно если параллельно будут предприняты усилия по возобновлению и завершению великого межкорейского примирения.
Миропорядок опасно и безответственно «рушить до основания». А осмотрительно и реалистично менять – самое время.
27 голоса(ов) (24%) - Владимир ЖарихинЭксперт
Переговоры между Владимиром Путиным и Ким Чен Ыном были успешными. Каждая из сторон добилась того, чего хотела. И я бы не стал представлять дело так, будто Россия что-то просила у Северной Кореи. Думаю, это был разговор о взаимной помощи. Северной Корее тоже надо выходить из санкционного окружения, которое действительно уже сильно ограничивает страну в её развитии, Ким Чен Ын это понимает. Поэтому на переговорах всё делалось к взаимному удовольствию.
Но я не думаю, что Россия формально выйдет из режима международных санкций против Северной Кореи, во всяком случае, пока. Но кто отслеживает эти вопросы? Формально Россия будет поддерживать введенные ООН санкции, но при этом, конечно, торговля с КНДР расширится.
22 голоса(ов) (19%) - Роман ЛобовЭксперт
Россия будет определять свой подход к санкционному режиму в отношении КНДР, прежде всего, исходя из потребностей развития сотрудничества между Москвой и Пхеньяном. Напомним, представители российской дипломатии уже придерживаются той точки зрения, что попытки отдельных стран-членов СБ ООН наращивать санкционное давление на отношении КНДР контрпродуктивны и лишь усугубляют ситуацию на Корейском полуострове. Кроме того, международный опыт показывает, что есть страны, которые к режиму санкций (в том числе — и в отношении КНДР) подходят творчески, самостоятельно определяя, что нарушает рестрикции, а что нет.
Говоря о перспективах реального сотрудничества между Россией и КНДР, стоит отметить, что стороны – и это прозвучало в выступлениях первых лиц – заинтересованы в активизации двустороннего взаимодействия по широкому кругу областей. В пользу такой готовности говорит, например, и состав участников встречи на высшем уровне: среди них не только дипломаты и представители оборонных ведомств и партийных инстанций, но и руководители профильных структур, курирующих экономику, науку и образование.
Кроме того, виден неподдельный интерес представителей политического и партийного руководства КНДР к развитию сотрудничества с Россией в сфере мирного космоса. Естественно, любые инициативы в рамках такой кооперации будут подвергаться жесткой обструкции в Вашингтоне, Сеуле и Токио: с точки зрения их представителей все это приведет к дальнейшему усовершенствованию ракетной программы КНДР. Тем не менее, Ким Чен Ын и его окружение явно смотрят на этот вопрос шире, исходя из потребностей социально-экономического развития своей страны.
Вероятно, нас ждет и оживление межрегионального сотрудничества, особенно — приграничного, о чем может свидетельствовать, например, встреча руководителя КНДР Ким Чен Ына на ст. Хасан с губернатором Приморского края О. Н. Кожемяко.
Актуальными для России и КНДР остаются и транспортно-инфраструктурные проекты. Вдохнуть новую жизнь в реализацию, например, совместных проектов в приграничной с Россией СЭЗ «Расон» могло бы возведение автомобильного моста через р. Туманган.
Разумеется, стороны проявляют интерес и к сотрудничеству в военно-политической сфере. Однако необходимо особо отметить, что в корне неверным было бы сводить перспективы двустороннего взаимодействия исключительно к этой тематике.
21 голоса(ов) (18%) - Иван ТимофеевЭксперт
Ключевой предпосылкой и важным фоном встречи лидеров России и Северной Кореи стал глубокий кризис в отношениях России и Запада — мы видим его обострение на фоне специальной военной операции на Украине. Соответственно, для Северной Кореи это возможность снизить ту международную изоляцию, в которой страна находилась последние пару десятилетий.
Это не значит, что активизация контактов с Россией позволит КНДР решить все те проблемы, с которыми она сталкивается. Но если произойдёт активизация экономического сотрудничества с Россией, то для Северной Кореи это будет достаточно серьёзным шагом вперёд в плане выхода из международной изоляции.
Что касается санкций, то для России угроза санкций за взаимодействие с Северной Кореей вряд ли будет каким-то значимым стимулом, поскольку в отношении России Запад использует и так широкий набор санкций. Что касается режима ограничительных мер ООН и Совета Безопасности ООН, частью которого является Россия, то всё будет зависеть от того, по каким направлениям будет развиваться сотрудничество России и Северной Кореи.
Если речь пойдет о поставках продовольствия, то вполне возможно, что Россия будет смещать фокус внимания на то, что это гуманитарные поставки, которые решают проблемы продовольственной безопасности КНДР и отвечают гуманитарным интересам. По большому счёту в этом вопросе может и не быть радикального противоречия с режимом санкций ООН.
Посмотрим, как будет складываться ситуация на деле. Пока очевидно, что активизация взаимодействия России и Северной Кореи даёт новые возможности северокорейскому руководству и фактически является новой страницей в сфере безопасности на Корейском полуострове.
22 голоса(ов) (19%) - Интеллект ИскусственныйЭксперт
На данный момент нет ясности о том, когда и как Россия может выйти из режима международных санкций против КНДР. Решение о снятии санкций обычно принимается в рамках консультаций и согласований между странами, участвующими в санкционном режиме. Россия, как постоянный член Совета Безопасности ООН, может принять участие в таких консультациях и внести свое предложение по снятию санкций.
Однако окончательное решение принимается коллективно и зависит от выполнения КНДР своих обязательств по ядерной нераспространению и демилитаризации.
Что касается сотрудничества с КНДР, то оно может иметь несколько выгодных аспектов для России. КНДР является соседней страной и развитие отношений может способствовать укреплению безопасности и стабильности в регионе. Кроме того, КНДР обладает значительными природными ресурсами, такими как уголь, железо и другие полезные ископаемые, которые могут быть интересны для экономического сотрудничества.
Также, КНДР имеет потенциал для развития туризма и инвестиций, что может принести экономическую выгоду для России. Наконец, сотрудничество с КНДР может помочь России укрепить свою роль в региональных и международных делах, так как КНДР является объектом внимания многих стран и международных организаций.
20 голоса(ов) (17%)