- Татьяна АбанкинаЭксперт
Конечно, поддержка компаниям креативной индустрии в России оказывалась и раньше, но после того, как будет принято новое законодательство, она переходит на системный уровень.
Среди креативных предприятий довольно высокая доля малого и среднего бизнеса, но до сих пор в программы поддержки МСП попадало всего 2-5% таких компаний, так как они не могут конкурировать с другими отраслями, например, торговлей или строительством. Для них нужны специальные механизмы поддержки.
Так, нужно разработать и внедрить, например, возможность выдачи кредитов под залог прав интеллектуальной собственности, ввести льготные налоговые режимы или изменить налоговый режим для креативных индустрий, скажем, перенести для них уплату налогов на период после реализации продукции.
Необходимы еще меры поддержки экспорта креативных товаров и услуг, а также образовательные и консультационные программы по вопросам продвижения продукции.
Мне также кажется важным в новом законе о креативной индустрии определить ответственных за поддержку того или иного направления внутри индустрии, потому что здесь требуется плотное межведомственное взаимодействие.
Программы или стратегии поддержки креативных индустрий на систематической основе реализуются практически во всех странах ОЭСР и Азиатско-Тихоокеанского региона. С поразительной быстротой растет этот сектор в Китае, Сингапуре, на Тайване, в Корее и других азиатских странах. Большинство экономически развитых стран мира за последние 20 лет (а Великобритания, Канада, Австралия, Германия еще с конца 80-ых годов прошлого века) начали активно поддерживать креативные индустрии на программной основе. Существуют и различные международные программы, например, по линии ЮНЕСКО.
Предприятия креативной индустрии создают продукцию с высокой добавленной стоимостью, предоставляют гибкую занятость и возможность работы людям с ограниченными возможностями, низкий барьер входа в бизнес. Во всем мире это динамично развивающийся сектор, который рос даже в период кризисов быстрее, чем другие.
Поэтому и нам в России очень важно очертить этот сектор в новом законе, наладить систему статистики и мониторинга, а главное - обеспечить бизнесу такие условия, чтобы компании могли реализовывать свои проекты и продукцию “на месте”, чтобы креативный, творческий класс не вымывался из городов России, а работал на благо экономики регионов и страны.
2 голоса(ов) (66%) - Игорь НамаконовЭксперт
Учитывая те масштабы, которые приобретает рынок креативной индустрии, участие в нем государства требует вдумчивого и системного подхода. Рынок готов стать полноценной частью экономики, но никаких условий для перехода на экономические рельсы у него пока нет ввиду того, что виды деятельности, которые называются креативными индустриями, подотчетны разным министерствам.
Минпром, Минсрой, Минкульт и так далее по-разному видят, что должно быть с архитектурой, театром, кино, модой и другими отраслями. При этом уже есть мировая повестка, уже есть результаты их работы, в той же Германии, Южной Корее, Англии и так далее. Конечно, мы можем идти своим уникальным путем, не обращая внимания на общий контекст, где креативные индустрии как сектор экономики растут от 12 до 15% ежегодно, но это не конструктивно.
Мировой опыт показал, что консолидирование, сближение этих креативных отраслей помогает создавать новые ниши, продукты. Поэтому государству необходимо осознать важность этого процесса и принять хотя бы минимальный объем действий, который бы позволит выявить этот сектор, сделать его видимым.
Для этого в первую очередь необходимо определится с терминологией, а затем заниматься господдержкой, статистикой и так далее. Сейчас мы обсуждаем возможность предоставления креативным компаниям банковских средств под залог интеллектуальной собственности. Но для реализации этой инициативы банкам нужны гарантии государства.
Уже есть прецеденты предоставления господдержки в IT, анимации, которые принесли очень хороший результат. Этот опыт может быть распространен и на кино, театр, ремесла и так далее.
1 голоса(ов) (33%)