- Иосиф ДискинЭксперт
Если раньше президент Путин при рассмотрении вопросов, например, о высокоскоростных магистралях, говорил, что нужно все аккуратно взвесить и посчитать, то сегодня президент объявил, что пришла пора заняться подобного рода проектами. Ведь теперь существенным образом изменилась ситуация: связанность российских территорий, задействование потенциала периферийных городов и прочее стало очень актуальным. Теперь невозможно опираться только на огромные мегаполисы.
Например, высокоскоростная магистраль Москва-Санкт-Петербург, позволяющая проехать между двумя столицами за 2 часа, превращает весь этот коридор в единый инфраструктурный узел. Это огромный импульс для развития Тверской области. За 45 минут доехать из Твери до Москвы – приблизительно то же самое, что доехать с одного конца Москвы на другой. Подобные проекты позволяют использовать потенциал соседних областей, использовать малые и средние города региона в качестве развития бизнеса, сельского хозяйства, переработки, вовлекать в сельхозоборот заброшенные земли.
Аналогичная ситуация связана с огромным регионом Волги. Высокоскоростная магистраль до Казани позволяет задействовать весь потенциал района Большой Волги, не встречая ограничений по транспортной доступности.
Не зря президент Путин говорил о том, что БАМ был необходимой предпосылкой для нашего поворота на Восток. Это справедливо и для транспорта, и для использования экспортного потенциала. Сам я первый раз попал на БАМ в 1982 году, я видел эту стройку своими глазами. Вся восточная часть БАМа – это экспортный потенциал, а также предпосылка для поворота на Восток. Сегодня поворот на Восток предполагает ещё и бесшовный путь Север-Юг из портов Индии, Пакистана, Ирана прямо до Санкт-Петербурга. Эти проекты продиктованы актуальными задачами наращивания экономического потенциала страны.
Когда президент Путин начинал Послание-2024, он говорил о том, что в последнее время много встречался с людьми, и то, что он озвучивал в Послании, во многом ответ на их запрос. Одним из таких запросов является возобновление деятельности региональной авиации, а это огромный инфраструктурный проект, связанный с возобновлением деятельности уже средних и малых аэродромов, производство самолётов для региональной авиации, все взаимосвязанные инфраструктурные проекты. Все это не только идет на благо развития экономического потенциала страны, но еще и отвечает на запросы людей, которые не хотят в современных условиях динамичной жизни жить в «медвежьих углах», не имея простой и быстрой связи с «большой землей».
Раньше президента сдерживал от работы с мегапроектами и неудачный опыт Европы. Например, высокоскоростные магистрали Испании мало загружены и превратились в огромную ношу для испанского бюджета. Аналогичные проблемы, полумёртвые города есть и в Китае. Но теперь после того, как становится понятен уровень загрузки, рентабельности и прочего, мегапроекты получают свою реализацию.
Реализация таких проектов вовлекает в оборот ранее заброшенные сельскохозяйственные территории. По разным оценкам, с конца 1980-х гг. по настоящее время оказываются заброшенными от 70 до 100 млн гектаров ранее обрабатываемых земель. В мире же имеется дефицит продовольствия и продовольственных товаров, а Россия выступает одним из самых мощных драйверов поставок сельхозпродукции, растениеводства, животноводства и прочего. Вовлечение таких заброшенных гектаров, которые по размеру соответствуют небольшим европейским странам, в работу – это ещё и решение проблемы недостатка продовольствия в мире, ведь численность населения будет расти еще полвека. При этом изменение климатических условий ухудшает возможности производства продовольствия на Глобальном Юге. И в этом смысле реализация инфраструктурных проектов, развитие сельского хозяйства, переработки и т.д., ещё и решение глобальных проблем.
26 голоса(ов) (18%) - Александр АсафовЭксперт
Большие инфраструктурные и логистические проекты, безусловно, важны с очень многих точек зрения. Эти проекты обеспечивают и транспортную связанность, и грузоперевозки, а все это достаточно актуальные темы. И, конечно, такие проекты позволяют наладить более эффективную связанность регионов, когда в нашей стране, в которой несколько часовых поясов, благодаря скоростным магистралям и скоростным железнодорожным сообщениям, можно достаточно серьёзно сократить время в пути, что значимо и для людей, и для грузов.
Трансрегиональные масштабные проекты являются и в том числе экономическим драйвером развития, и создают ту самую большую систему, которая позволяет налаживать эффективное сотрудничество не только в межрегиональном формате, но и с другими странами. Это эффективные логистические плечи, это новые порты, и в Хабаровске, и в Мурманске, это и ряд проектов, связанных с обработкой углеводородов и их доставки, что делает российское экономическое пространство значительно шире.
Сегодня отмечается 50 лет с начала строительства БАМа. С учётом новых технологий, эффективность и скорость создания таких путей сообщения портов, мостов и прочего, безусловно, обретает первостепенную важность. Особенно при том, что мы переориентируем наши логистические цепочки на Восток и с Востока.
И, конечно, те задачи, которые изложены в Послании к федеральному собранию, их реализация крайне важны и для самого населения нашей страны.
30 голоса(ов) (21%) - Дмитрий ЖуравлевЭксперт
Возрождение крупных строек само по себе не может быть плохо или хорошо, полезно или нет. Полезно возрождение тех строек, которые необходимы.
В советское время БАМ и другие стройки, помимо экономического смысла, имели еще и идеологический: вся страна едут на стройку, на целину и т.д. Это был мобилизационный механизм, но сегодня стройки в этом смысле не сработают. Но те из них, которые необходимо осуществить, безусловно, осуществлять нужно.
Другой вопрос, что сейчас, возможно, для этого нет достаточных ресурсов. И поэтому нужно чётко все посчитать заранее, берясь только за то, что действительно реализуемо. Потому что начать «великую стройку» и превратить ее в «великий долгострой» - это просто вредительство.
Те, кто пытаются возродить идею великих строек, они смотрят в советское прошлое, а у нас так не получится. Я сам из того времени, и мне бы также очень хотелось подобного возрождения, но я четко понимаю, что оно не случится.
25 голоса(ов) (18%) - Олег ГаринЭксперт
Россия — самая большая в мире страна по площади. Естественно, при наших расстояниях обеспечение связанности регионов, развитие транспортной и логистической инфраструктуры имеет огромное значение и является задачей государственной важности.
Во время заседания Совета по стратегическому развитию и национальным проектам президент Владимир Путин отметил, что Россия сейчас накопила потенциал, который позволяет выйти на принципиально другой уровень и динамику развития всей страны, в том числе инфраструктуры, и успешно решить такие ключевые задачи, как обеспечение экономического суверенитета, технологического и кадрового, инфраструктурного, финансового суверенитета, а также структурные изменения нашей внешнеэкономической деятельности.
Для решения этих задач в стране по поручению Президента реализуются масштабные инфраструктурные проекты. Так, пропускная способность Байкало-Амурской магистрали, одного из крупнейших мировых инфраструктурных проектов всего ХХ века, за последние 12 лет выросла в три раза. В этом году запускается очередной, уже третий по счету, этап развития БАМа и Транссиба, повышается пропускную способность Восточного полигона железных дорог. На всем протяжении БАМа предстоит проложить, по сути, вторые сплошные пути, построить более 300 инфраструктурных объектов. На горизонте десяти лет объем перевозок по Восточному полигону железных дорог должен выйти на уровень 270 млн тонн в год.
В марте текущего года Глава государства дал старт созданию первой в нашей стране высокоскоростной магистрали Москва – Санкт-Петербург.
Успешно реализуются планы дорожного строительства, по ряду показателей они перевыполняются. По всей стране создано и отремонтировано более 31 тыс. км шоссе. Открыто движение по скоростной трассе М-12 «Восток» от Москвы до Казани. В 2024 году она будет продлена до Екатеринбурга, а в 2025-м — до Тюмени.
На конец прошлого года соответствовали всем нормативам и стали удобнее, безопаснее около 53% региональных дорог и свыше двух третей – опорных.
В Послании Федеральному Собранию Президент поставил перед Правительством новую задачу по повышению авиационной мобильности граждан. К 2030 году интенсивность авиасообщения в России должна вырасти в полтора раза к уровню 2023-го. За этот период нужно провести модернизацию инфраструктуры не менее 75 аэропортов. На эти цели будет выделено 250 млрд руб.
В зоне особого внимания дальнейшее развитие Северного морского пути. Оно открывает большие перспективы для России и ее партнеров. В развитие Севморпути в ближайшие 13 лет будет вложено около 2 трлн рублей, включая 600 млрд — из федерального бюджета. От реализации проектов СМП правительство рассчитывает получить более 20 трлн рублей, то есть каждый вложенный государством рубль должен принести не менее 30 рублей.
Уверен, что все поставленные задачи будут выполнены, и развитие транспортной и логистической инфраструктуры в должной мере обеспечит России необходимые условия для того, чтобы обеспечить свой суверенитет и сохранить за собой роль одной из ведущих экономик мира.
27 голоса(ов) (19%) - Александр ЯкубовскийЭксперт
Необходимость реализации таких масштабных проектов как БАМ-2, высокоскоростные магистрали и другие, диктует само время. По сути, стране жизненно необходимы крупные проекты для дальнейшего развития и обеспечения своей безопасности. Важно то, что это не проекты ради проектов, аналоги потемкинских деревень, а актуальные и востребованные, которых ждут люди и бизнес.
Отдельно отмечу тот факт, что возможность воплощения таких проектов жизнь, демонстрирует серьезную устойчивость российской экономики и долгосрочное планирование, они задают серьезный импульс развития всей страны.
И самое главное – это люди. У России есть специалисты с таким уровнем компетенций, которые позволяют реализовывать такие проекты в рекордные сроки, что мы демонстрируем уже сейчас.
29 голоса(ов) (21%)