ЭКСПЕРТНЫЙ ПОРТАЛ ДЕБАТОВ И МНЕНИЙ
Статус
Голосование
Эксперт, чье мнение наберет большее количество голосов, одержит победу
Рассчитываем...
  • Михаил Делягин
    Михаил Делягин
    Эксперт

    Рост тарифов ЖКХ действительно экономически обусловлен: цены растут на все, растут издержки, стоимость материалов и комплектующих, происходит удорожание сырья, которое использует ЖКХ, например, газ. Поэтому если в стране растут цены и повышается инфляция, то, конечно же, тарифы ЖКХ тоже должны расти без каких бы то ни было сомнений.

    Тарифы растут ступенчато, потому что государство их регулирует. Конечно, это неприятно, когда они повышаются: по официальным заявлениям, в Москве увеличение стоимости услуг ЖКХ произойдет на 10%, а в среднем по стране – на 11%. Тем не менее, это процесс объективно обусловленный экономически.

    Но коммунальное хозяйство – это естественная монополия. Соответственно, государство регулирует тарифы ЖКХ именно потому, что в естественной монополии рынка нет по определению. Естественная монополия – это сфера, в которой по технологическим причинам издержки конкуренции превышают самую большую возможную экономию на конкуренции. Государство же крайне неэффективно проводит аудит обоснованности издержек, и в результате мы наблюдаем лютый произвол монополий, абсолютную бесхозяйственность и дезорганизованность всей сферы.

    Слово «управляйки» (управляющие компании) стало синонимом грабежа, воровства и обмана в стиле пирамиды «МММ» по всей стране. Организовано это специально для того, чтобы чиновники могли не напрягаться, а на каком-то уровне, возможно, и сращиваться с коммунальными грабителями, чтобы забирать деньги людей, не выполняя никаких реальных работ. Дошло до того, что в центре Москвы обваливаются дома: уже произошло два обрушения – на Проспекте мира и на Покровке. И это только то, что попало в новости telegram-каналов.

    Ввиду этого, к сожалению, реального контроля за качеством услуг в коммунальной сфере нет. Все приходит к тому, что если есть деньги, значит, будет производиться очередной «бордюринг». Если денег мало – не будет делаться вообще ничего. И если говорить с точки зрения критерия «цена-качество», а также с точки зрения надёжности коммунальной системы, которая сейчас серьёзно деградирует по всей стране, то повышение тарифов ЖКХ для потребителя вовсе не обосновано.

    Но проблема заключается не столько в самих коммунальщиках, а в том, что государство категорически отказывается исполнять свои прямые обязанности по формированию среды жизни своих граждан, в том числе, по обеспечению порядка и нормального развития коммунального хозяйства. Более того, сейчас коммунальное хозяйство начинают массово передавать на кормление в т.н. концессии бизнесу, который, естественно, изымает из этого прибыль. Соответственно, тарифы ЖКХ от этого ещё больше растут. Или же, если тарифы не растут, надёжность обслуживания все больше падает.

    Исключение бывает, когда сфера какое-то время дотируется из федерального или регионального бюджетов. В этом случае возможна нормальная гармонизация отношений, но только до тех пор, пока дотации не заканчиваются. Поэтому, в целом, коммунальное хозяйство – это заложенная мина и колоссальная угроза. И рост тарифов ЖКХ – лишь наименьшая из проблем, с которыми граждане России сталкиваются в коммунальном хозяйстве.

    36 голоса(ов) (30%)
  • Александр Якубовский
    Александр Якубовский
    Эксперт

    Индексация тарифов – это уже привычный процесс, который связан с ростом затрат ресурсоснабжающих организаций, а также учитывает инфляционные колебания. С 1 июля 2024 года будет произведено плановое повышение тарифов, оно регулируется распоряжением Правительства РФ, которое было утверждено 10 ноября 2023 года. Согласно распоряжению, в каждом регионе установлен собственный индекс изменения стоимости ЖКУ и предельно допустимые отклонения.

    Минимальный наблюдается в Республике Хакасия — 4%, а максимальный (15%) — в Забайкальском крае. При этом, например в прошлом году такой индексации не было, так как она прошла заранее, в декабре 2022 года. С учетом такого дифференцированного подхода, мы получаем в каждом регионе экономически обоснованное изменение стоимости тарифов.

    Более того, Госдума сейчас проводит большую работу по повышению прозрачности расходования собранных средств с граждан, особенно в части средств, заложенных на модернизацию систем ЖКХ, что позволит обеспечить исключительно целевое расходование таких денег, и люди смогут увидеть от этого прямой эффект, выражающийся в повышении качества получаемых услуг в сфере ЖКХ и снижению аварийности.

     

    28 голоса(ов) (23%)
  • Александр Аршавский
    Александр Аршавский
    Эксперт

    Пересмотр тарифов ЖКХ ранее устанавливали с 1 февраля. Потом это происходило с разбитием на два этапа: тарифы пересматривали с 1 февраля и с 1 июля. Теперь тарифы пересматривают ежегодно с 1 июля. Связано это с тем, что услуги ЖКХ влияют на инфляцию. Они включаются в расчет темпы роста цен, и чтобы не было инфляционного всплеска в начале года, когда инфляция и так нарастает, рост тарифов ЖКХ отложили на лето, когда работают сезонные факторы, и инфляция притормаживается. Поэтому влияние тарифов на уровень инфляции не столь значимо, как это было бы зимой.

    Насколько рост тарифов экономически обоснован, ответить достаточно трудно. Законодательством установлено, что тарифы ЖКХ определяются местными органами власти. То есть, их формируют на уровне местного самоуправления региональные органы власти в зависимости от вида услуг. Поставщики этих услуг должны сначала предоставить экономическое обоснование своих тарифов на следующий год. И понятно, что поставщики, конечно, будут просить повысить цены как можно больше. Задача органов власти эти «хотелки» немножко урезать. Ввиду этого происходит поэтапное согласование: столько запросили, на столько снизили, и, наконец, дело приходит к единым цифрам.

    Есть и общефедеральные ограничения, когда уже правительство страны устанавливает максимальную величину роста затрат, например, на электроэнергию. Но услуги местных поставщиков жилищно-коммунального хозяйства – водоотведение, водопотребление, вывоз мусора, ремонт помещений и так далее – находятся в компетенции местных органов власти. И насколько они будут объективны, высчитывая экономическую обоснованность затрат поставщиков, это уже зависит от них.

    В регионах бывают очень серьезные взлёты тарифов, в отличие от столицы. В Москве же средний рост тарифов ЖКХ ожидается около 10%, при этом цены на газ подорожает на 11%.

    Конечно, в этом играет роль и инфляционный фактор: когда поставщики заранее дают экономическое обоснование их новых цен, значительную долю в расчетах занимает оплата труда. По многим позициям они закладывают предполагаемый темп роста цен и на материалы, сырье, которые они будут приобретать для оказания услуг. Естественно, поставщики закладывают и повышение заработной платы своим сотрудникам. То есть, с одной стороны, рост тарифов ЖКХ – это отражение представлений поставщиков услуг о будущей инфляции. С другой стороны, сам этот рост услуг ЖКХ также вносит вклад в уже происходящую инфляцию. Поэтому сегодня эксперты пишут о том, что в июле инфляция и темп роста цен увеличится из-за введения новых тарифов ЖКХ.

    26 голоса(ов) (22%)
  • Петр Шелищ
    Петр Шелищ
    Эксперт

    Российским законодательством предусмотрены две даты пересмотра тарифов ЖКХ – 1 января и 1 июля. Но в декабре 2022 года их «пересмотрели» на 9 %, сразу на полтора года вперед. Связано это с тем, что вместе с инфляцией растут издержки организаций ЖКХ.

    Насколько конкретные проценты прироста в регионах обоснованы экономически можно судить, в частности, по тому факту, что в Санкт-Петербурге, где в сентябре губернатору предстоят перевыборы, он решил не увеличивать тарифы. Можно, значит, надо только захотеть!

    27 голоса(ов) (23%)