9 ноября президент России Владимир Путин утвердил Основы госполитики по сохранению и укреплению традиционных духовно-нравственных ценностей. В Указе к традиционным ценностям причисляется жизнь, достоинство, права и свободы человека, патриотизм, гражданственность, служение Отечеству, а также ответственность за его судьбу, высокие нравственные идеалы, крепкая семья, созидательный труд, приоритет духовного над материальным, гуманизм, милосердие, справедливость, коллективизм, взаимопомощь и взаимоуважение, историческая память и преемственность поколений, единство народов России. Редакция PublicO узнала у экспертов, спасет ли это Россию и поможет ли в противостоянии с Западом?
Так, политолог, директор Института развития парламентаризма Алексей Чадаев отметил, то любой комплекс идей работает на победу только в том случае, если он имеет «проектную развертку»: как имперская идея разворачивалась в имперский проект, или красная идея — в красный проект.
«Напомню, что мы ведем бой с цивилизацией, которая обладает над нами технологическим и когнитивным превосходством. И тут одними идеями сыт не будешь — нужно еще и преодолевать эту фору, связанную с качеством оружия и системы управления; и главное — уметь видеть и понимать врага лучше, чем он видит и понимает тебя. Обеспечит ли это идеологическая доктрина сама по себе? Не знаю. Но точно понимаю, что она должна не только отвечать на вопросы о ценностях, но еще и на сакраментальный вопрос «что делать?» - подчеркнул эксперт.
Политтехнолог, публицист и радиоведущий Станислав Белковский указал, что государственную идеологию нельзя просто придумать, она должна органически соответствовать логике национального развития на данном этапе.
«В этом смысле, безусловно, идеологии может предшествовать становление государства, но она не может существовать в ситуации государственного упадка, в каком находится нынешняя Российская Федерация. <…> Государственная идеология сегодня существует — это путинская монархия в сочетании с монетократией, то есть властью денег. Если у страны и были достижения в минувшие десятилетия, она ими обязана синтетической идеологии; если страна сегодня проваливается на украинских фронтах, то этим она обязана тому же синтетизму», - сказал эксперт.
В свою очередь философ, профессор НИУ-ВШЭ Леонид Поляков напомнил о 13 статье Конституции, которая запрещает идеологию.
«Но дело в том, что в самой этой конституционной статье есть очень важный смысл: понятие «обязательная идеология» и понятие «государственная». На мой взгляд, государственная идеология совсем не запрещена Конституцией, потому что существует многопартийность, а у каждой партии есть своя идеология. И если в ходе демократических выборов та или иная партия получает большинство, формирует правительство и соответственно избирает своего президента, значит, данная партия и данный президент идут во власть со своей идеологией. И это будет государственная идеология до тех пор, пока именно эту партию и этого президента поддерживает большинство. Сейчас у нас есть государственная идеология. Это идеология партии «Единая Россия» и идеология президента, который определяет основные направления внешней и внутренней политики», - сказал Поляков.
«Сегодня мы стоим на грани уничтожения мира в результате ядерного удара. Третья Мировая война в принципе уже началась. Спасет ли нас идеология? Я считаю, что формулировка, четкое обозначение наших целей, ценностей и задач не то что спасет, а даст обществу ясное понимание того, кто мы такие и зачем мы это делаем сейчас, за что мы боремся. Я думаю, что это консолидирует общество и сделает его более приспособленным к тому, чтобы не дать себя победить», - подытожил Поляков.