ЭКСПЕРТНЫЙ ПОРТАЛ ДЕБАТОВ И МНЕНИЙ
Аналитик Юшков: «Потолок цены» на российскую нефть не работает
Фото: РИА ФедералПресс/Светлана Возмилова

Аналитик Юшков: «Потолок цены» на российскую нефть не работает

Россия смогла избежать влияния потолка цен на российскую нефть, введенного странами Запада, пишет Financial Times. В августе почти три четверти всех морских перевозок нефти из РФ осуществлялись без западной страховки, которая является рычагом для соблюдения ценового потолка, следует из анализа судоходных и страховых записей, проведенного газетой. Весной 2023 года доля морских перевозок российской нефти без страховки компаний стран Запада выросла до 50%, отмечает FT. По ее данным, Россия в условиях роста мировых цен на нефть с июля и снижения дисконта в 2023 году заработает от экспорта нефти как минимум на 15 млрд дол больше, чем в прошлом.

Эти тезисы в интервью Publico.ru подтверждает ведущий аналитик Фонда национальной энергетической безопасности Игорь Юшков. По его словам, есть два аспекта применения «потолка цены». Первый – запрет на перевозку нефти, если она стоит выше 60 долларов. И второй – запрет на страхование этой перевозки. В обоих случаях потолок цены не работает, отмечает Юшков.

«Инициаторы ограничений предполагали, что если РФ хочет воспользоваться морским транспортом для перевозки нефти, то она должна продавать её не выше 60 долларов. На практике же международный флот вообще не перевозит российскую нефть. По идее, собственник танкера должен взять некую справку о цене нефти. Но что если россияне выдадут справку, что нефть стоит 50, а продадут потом за 65? Как он проверит достоверность этих данных? Поэтому международные перевозчики связываться с этим не хотят», - полагает эксперт.

По его мнению, появился отдельный сегмент перевозчиков, которые занимаются только санкционной нефтью – российской, иранской и венесуэльской.

«После объявления о введении ценового потолка различные офшоры стали скупать подержанные танкеры и создали параллельный флот. Его называют сумеречным, теневым флотом, но здесь хорошо платят и все понимают, что это надолго. У компаний нет счетов в американских банках, у собственников нет недвижимости на Западе, транзакции проходят в национальных валютах. А поскольку ограничения не санкционированы ООН, останавливать танкеры никто не будет», - убежден И.Юшков.

И вторая часть – это услуги по страхованию. Так вот, по мнению Игоря Юшкова, они тоже не работают:

«Был показательный момент, когда после введения потолка цены Турция перестала пропускать ряд танкеров через черноморские проливы, ссылаясь на то, что там какая-то неправильная страховка. Все подумали, что Анкара тормозит российскую нефть, и санкции заработали. А на практике оказалось, что российские как раз проходят, а вот танкеры с нефтью из Казахстана, принадлежащие западным компаниям, не проходят, поскольку страховка не та. То есть Турция поняла, что идёт передел международного рынка страхования и можно на этот рынок зайти. По всей видимости, каких-то перевозчиков сейчас страхуют уже турецкие компании. И азиаты тоже поняли, что теперь можно британцев подвинуть».

Отвечая на вопрос Publico.ru об адаптации России к новым условиям и о том, сможет ли она зарабатывать не меньше, чем до введения ограничений, эксперт ответил, что многое будет зависеть от мировых нефтяных цен. Однако уже ясно, что «потолок цены» не работает так, как его задумывали.

Голосование
Дебаты
Новости партнеров