Если говорить о негативных составляющих, то их количество существенно возросло на фоне пандемии
COVID-19. Сильнее всего на спрос влияют сокращение рабочих мест, снижение зарплат в государственном и
частном секторе, а также падение общего уровня благосостояния населения.
Кроме того, спрос на жилье тормозит резкий рост числа безработных (разные источники называют
коэффициенты от 2.5 до 6 раз), перепады курса валют, а также сохраняющаяся неопределенность в бизнес-среде.
В какой-то степени на спрос на жилье влияют продолжающаяся транспортная реформа (подразумевающая
упор на наземный транспорт вместо развития метрополитена), которая затрудняет продажу объектов в отдаленных от центра районах, а также озвученные городской администрацией в августе 2020 г. планы по реновации исторического центра города.
Начиная с середины сентября 2020 г. все большее влияние на итоговые решения покупателей влияет фактор
начала второй волны COVID-19: многие отказываются от крупных вложений или покупок, опасаясь остаться без
работы.
Кроме того, в некоторой степени влияют на итоговый спрос крупные события или мероприятия, проведение
которых планируется в городе (например, Универсиада 2023 г.). Подготовка к Универсиаде, с одной стороны,
активизировала расширение рынка недвижимости, а также положила начало развитию объектов инфраструктуры не только в центре, но и в отдаленных районах. Учитывая, что объекты инфраструктуры (прежде всего, спортивной) после проведения мероприятий продолжат функционировать в штатном режиме, их наличие может положительно повлиять на решение о покупке недвижимости в рассматриваемом районе. С другой стороны, несмотря на развитие инфраструктуры, по-прежнему остро стоит проблема организации городского пространства (в частности, недостаток велодорожек и полос для движения электросамокатов).
Новости партнеров