С 24 февраля проходит специальная военная операция России в Украине. С ее начала по всему миру, в том числе в России, проходят многочисленные акции пацифистов, причем одни требуют прекратить спецоперацию, а другие видят в ней способ остановить 8-летную войну на Донбассе. Редакция PublicO пообщалась с экспертами и уточнила – могут ли пацифистские движения сегодня сыграть сколько-нибудь позитивную роль в геополитике.
Так, философ, профессор НИУ-ВШЭ Леонид Поляков заявил, что украинская спецоперация - это пример русского пацифистского движения.
«В последние тридцать лет можно наблюдать в действии, по крайней мере, два глобальных пацифистских проекта. Первый – западный. После того, как Фрэнсис Фукуяма объявил «конец истории» и победу либеральной демократии над всеми своими врагами – монархизмом, фашизмом и коммунизмом, – на Западе возобладала доктрина о том, что демократии между собой не воюют. Исходя из этого тезиса, западные страны начали продвигать всеобщую «демократизацию», что особенно проявилось на Ближнем Востоке: это и вторжение в Афганистан, Ирак, это и «цветные революции» в Сирии и Ливии. В том или ином виде попытки демократизировать Ближний Восток продолжаются до сих пор, и они призваны разрешить вечную проблему региона как источника войн, конфликтов, терроризма, - рассказал философ. - Но как выяснилось, идея эта утопическая, потому что демократизация «по-американски» превращается в уничтожение государственности: более-менее стабильные государственные единицы ввергаются в состояние анархии, а «демократизируемый» регион остается пространством, где разворачиваются постоянные войны, концентрируются различного рода террористические организации т.п.»
«Второй глобальный пацифистский проект, который сегодня начинает реализовываться, предлагает Россия. То, что сейчас происходит на Украине с двумя конкретными целями – демилитаризации и денацификации – это попытка хотя бы на этом пространстве решить задачу умиротворения агрессивного и непримиримого национализма, приобретающего формы нацизма. «Пацифизация против нацификации» – это и есть реальный способ достижения той цели, которую могло бы ставить перед собой мировое пацифистское движение», - сказал Поляков.
Он добавил, что в глобальном смысле пацифизм – это все же утопия. Но в конкретной стране и конкретными средствами он вполне достижим. «Мне кажется, что если взглянуть на происходящее в Украине именно таким образом, то это возможно спроецировать и на другие подобные случаи», - подытожил Поляков.
В свою очередь политолог, писатель, журналист и драматург Денис Драгунский отметил, что пацифизм полезен и необходим вне зависимости от его конкретных результатов, от возможности пацифистов останавливать войны здесь и сейчас. Пацифизм создает умонастроение добра, мира и диалога – и уже поэтому он нужен.
«Прежде всего, давайте не будем уточнять понятие «пацифизм», не станем углубляться в тонкости различий между абсолютным ненасилием квакеров, толстовством, гаагскими инициативами Николая II и различными антивоенными движениями, а также не будем вспоминать, что «американские империалисты под овечьей шкурой пацифизма прячут термоядерные зубы». Для меня пацифизм – это антивоенные движения и отказ от войны как способа решения международных проблем», - поделился писатель.
«Пацифизм для меня распадается на несколько ручейков. Это официальное громогласное миролюбие СССР. Но вместе с этим были «пацифики» на лохматых московских хиппи 1960-х, их вечное «Make love, not war». Это вызывало самую искреннюю симпатию. Особенно в 16 лет: лучше целоваться, чем стрелять и убивать, - рассказал Драгунский. - И, наконец, движение за мир на Западе, в странах НАТО и прочих АНЗЮСов. Помню Рона Ковика и его книгу «Рожденный 4-го июля» – инвалид, ветеран Вьетнама, отважно и настойчиво протестовал против Вьетнамской войны. Кстати говоря, американские пацифисты внесли немалый вклад в прекращение этого кровавого и бессмысленного конфликта. Разумеется, не непосредственно влияя на политиков и военных (хотя отчасти и это тоже) – но, прежде всего, воздействуя на общественное мнение. Это же касается и обеих иракских экспедиций США»
«Тем не менее, вопрос остается – может ли пацифизм на что-то повлиять? Ведь судьбы наций, судьбы всего мира решаются не на митингах, не в клубах пацифистов – а совсем в других кабинетах и штабах. И всё же. Представим себе человека, который сам себе дал зарок – никогда не лгать, всегда говорить всю правду и только правду. О, да, конечно, он нарушит эту свою клятву в первый же день, и будет ее нарушать постоянно: жизнь такова! Но все же он не будет врать и мошенничать так же легко и упоенно, как тот, кто цинично сказал сам себе: «жизнь лжива, и поэтому я буду лгать на каждом шагу без зазрения совести». Идеалист лучше циника, романтик лучше пошляка», - заключил драматург.