На этой неделе премьер-министр Японии Фумио Кисида высказался за изменение мирового порядка и соответствующую реформу Совета Безопасности ООН. Причиной он назвал «Агрессивные действия России — постоянного члена Совбеза ООН». Редакция PublicO пообщалась с экспертами на тему возможных радикальных изменений политического мироустройсва.
Так, политолог, журналист Георгий Бовт отметил, что теоретическая возможность реформирования Совета безопасности есть. Однако в Уставе ООН не предусмотрено такой процедуры, а это значит, что нужно будет вносить изменения в сам Устав. Подобное преобразование потребует солидарного голосования большинства стран-участниц Генеральной ассамблеи. Пока же юридического пути к этому нет, но «если такое желание будет сильным, придумают и юридические пути».
«Реформа Совбеза каким-то образом, безусловно, может стать возможной. Другое дело, что Россия обладает право вето, и пока с юридической точки зрения это является непреодолимым препятствием. Поэтому для преодоления его нужно обеспечить подходящее основание. И мы не знаем, как далеко зайдут фантазии стран Запада в этом отношении. Мы видим, что в последние время принимаются небывалые решения, не имеющие прецедентов, поэтому исключать нельзя никакого варианта развития событий», - сказал эксперт.
В свою очередь заместитель директора Центра комплексных европейских и международных исследований факультета мировой экономики и мировой политики НИУ-ВШЭ, заместитель директора исследовательских программ Совета по внешней и оборонной политике (СВОП) Дмитрий Суслов заявил, что возможности реформы Совета безопасности ООН, безусловно, нет.
«Реформа Совета безопасности ООН возможна только в случае, если будет поддержана всеми пятью постоянными членами и ни один не выступит против. Подобные разговоры ведутся уже многие десятилетия. Единственный компромисс, который пока был достигнут, это то, что права пятерки Совбеза должны быть сохранены в неизменном виде», - подчеркнул политолог.
Он пояснил, что Япония стремится использовать нынешний кризис для продвижения своего давнишнего требования о том, чтобы войти в Совет безопасности ООН на правах постоянного участника. Но против этого, как и против исключения России из Совбеза, как и против лишения России права вето или статуса постоянного участника, выступит не только сама Россия, но еще и Китай. Поэтому подобный шаг просто невозможен.
«Гораздо более вероятным является паралич работы Совета безопасности ООН. Это та реальность, которая возникает всякий раз при усилении конфронтации между постоянными его членами. Совбез оставался парализован большую часть времени в период Холодной войны между СССР и США, соответственно, сегодня ситуация повторяется, - заключил Суслов. - Параллельно идут попытки формирования Соединенными Штатами и их союзниками некой альтернативной международной структуры. Об этом говорится все громче и настойчивее: необходима альтернативная система глобального политического управления, которая включала бы в себя, конечно, только «правильные» страны с точки зрения Запада».