ЭКСПЕРТНЫЙ ПОРТАЛ ДЕБАТОВ И МНЕНИЙ

Эксперт рассказала о сложностях строительства новых городов с нуля

Ранее Министр обороны России Сергей Шойгу предложил построить «три, а лучше пять» новых городов в Сибири. Это вызвало горячие обсуждения как среди политиков, так и среди экспертов. Некоторые восприняли идею положительно, и уже выбирают места под новые мегаполисы, а кто-то сомневается в реальности выполнения подобной идеи. О том, стоит ли строить города с нуля, насколько это выгодно, нужно ли привлекать частных инвесторов и не обернется ли идея возведения новых населенных пунктов крахом рассказала в интервью УралПолит.Ru член комитета по государственно-частному партнерству (ГЧП) Торгово-промышленной палаты РФ, член экспертно-методического совета НАКДИ, член экспертного совета Национального центра ГЧП, управляющий партнер «Пионеры ГЧП» Дарья Годунова.

«Я думаю, никто сейчас не сможет сказать, что против возведения новых населенных пунктов. Но на практике не всегда можно говорить сразу о масштабе «города», а лучше отталкиваться от проблемы. Зачем нам нужен новый город в той или иной местности? Помимо предвыборной и лозунговой риторики, именно с прикладной точки зрения. Например, обсуждаемая идея министра обороны, не новая. В частности, речь идет о давней «мечте» товарища Сталина по развитию Сибири. Три дороги: Транссиб, недостроенные БАМ и Трансполярная железная дорога. Идея заключалась в том, чтобы все переплеталось, а вдоль росла сопутствующая инфраструктура и новые города в центре, все просто. На сколько это было «просто» мы знаем из учебников истории. И сейчас под эти цели введется модернизация Транссиба и началась реконструкция БАМа, старт которой 10 августа дал упомянутый министр», - рассказала эксперт.

Она отметила, что для «поднятия» новых или замороженных в прошлом городов, помимо градообразующих предприятий, необходима инфраструктура: в первую очередь дороги, потом жилье, социальные объекты и так далее. Частный бизнес будет не заинтересован в таких проектах из-за очень больших сроков окупаемости, измеряемых десятилетиями, так что речь может идти в основном о госзаказе.

Годунова напомнила, что ранее несколько крупных бизнес-проектов, которые планировалось реализовать в Сибири, оказались неудачными. Например, строительство железной дороги из Кызыла до Курагино. Тогда Енисейская промышленная компания получила лицензию на разработку Элегестского месторождения и хотела построить ветку для транспортировки сырья. В итоге инвестор не выполнил своих обязательств, а федеральное правительство отказалось от финансирования проекта.

Говоря о партнерском отношении между государством и частными инвесторами на отдельных инфраструктурных проектах в таком крупном заказе, эксперт уточнила, что большую выгоду получает государство, так как перекладывает на инвестора затраты и обязательства, которые самому не по силам. Опять же объект, несмотря на эксплуатацию частным инвестором, остается в собственности публичного партнера, частный партнер берет объект только на баланс. Для частного же инвестора такие проекты несут риски невозвратности средств, банкротства. Город наращивает свой потенциал не быстро, плюс деньги от эксплуатации инфраструктуры приносят люди, которые должны захотеть переехать в такие новые города. Притом желательно, чтобы речь шла о цифрах около миллиона жителей. Однако сгладить риски возможно, если более тщательно оценить ситуацию и грамотно составить все инвестусловия. Она подчеркнула, что сегодняшние федеральные законы позволяют защитить инвестора, «в помощь также судебная практика».

«Невозможно сейчас сказать [о суммах необходимых вложений] – это как планирование освоения Вселенной для Роскосмоса. Исследования, аналитика, структурирование – только потом предварительные расчеты. Но как справедливо отметили коллеги из ВШЭ, и я соглашусь, если мы строим только рудник и вахтовый поселок при нем, то это десятки миллиардов только на инфраструктуру, обустройство и подъездные коммуникации, без строительства какого-то базового города. В случае более масштабных проектов счет будет идти уже на сотни миллиардов», - заключила Годунова.

Новости партнеров