ЭКСПЕРТНЫЙ ПОРТАЛ ДЕБАТОВ И МНЕНИЙ

Эксперты об обстрелах Запорожской АЭС: ситуация беспрецедентная

С пятницы Запорожская АЭС, которую контролируют российские силы, находится под обстрелами. Россия и Украина обвиняют друг друга в попытке устроить ядерную катастрофу. Министерство обороны РФ заявило, что удары Киева по АЭС являются актом ядерного терроризма, а Посольство России в Вашингтоне указало на недопустимость дезинформации и перекладывания ответственности за удары на Москву.  

Глава Международного агентства по атомной энергии (МАГАТЭ) Рафаэль Гросси выразил обеспокоенность в связи с обстрелом ЗАЭС: «Я крайне обеспокоен вчерашним обстрелом крупнейшей в Европе атомной электростанции, который подчеркивает вполне реальную опасность ядерной катастрофы». Он подчеркнул, что военные действия, которые ставят безопасность АЭС под угрозу, «совершенно неприемлемы и должны быть предотвращены любой ценой».

Редакция PublicO узнала у экспертов, будет ли продуктивно вмешательство МАГАТЭ в украинский конфликт из-за ситуации вокруг Запорожской АЭС?

Так, политик, историк и политолог Сергей Станкевич отметил, что артиллерийский обстрел объектов на территории Запорожской АЭС вновь привлёк глобальное внимание к той опасности, которую представляют любые военные действия вблизи АЭС.

«Первый кризис на этой станции разразился в марте 2022 года, когда ЗАЭС была взята под контроль войсками РФ. Тогда на территории станции состоялась перестрелка со взрывом и пожаром, от которого пострадали вспомогательные здания. После стабилизации обстановки в контакте с МАГАТЭ были остановлены и охлаждены 4 блока, при этом два из них продолжают работать под управлением украинского персонала. Все оперативные данные передаются в распоряжение МАГАТЭ», - рассказал политолог.

По его словам, для какой-либо новой вспышки военной активности вблизи ЗАЭС нет объективных оснований. Бомбардировка выглядит абсурдной и провокационной.

«Как водится, Россия и Украина обвинили в обстрелах друг друга. В то же время, ситуация не выглядит зеркальной. Для России делать что-либо подобное можно только в тяжёлом припадке самоубийственного безумия, чего явно не наблюдается. С мотивацией для Украины всё иначе. Киев активно лоббирует международное провозглашение России «государством — спонсором терроризма». В Конгрессе США вступает в решающую стадию рассмотрение соответствующей резолюции. А авторитетные сенаторы уговаривают президента Байдена лично поддержать инициативу. В этот момент, разумеется, необходимы аргументы, убедительно обосновывающие обвинения в терроризме. Не исключено, что их решено добывать всеми способами, в том числе и самыми рискованными», - сказал эксперт.

«Поведение МАГАТЭ в этом новом кризисе пока безупречно. Гендиректор Агентства Рафаэль Гросси выступил с осуждением стрельбы вблизи АЭС, призвал к максимальной ответственности, подтвердил отсутствие немедленной прямой опасности для энергоблоков. В то же время, Гросси вновь напомнил о своём желании лично возглавить миссию экспертов МАГАТЭ по вопросам безопасности, готовую посетить АЭС «Запорожье», чтобы на месте подтвердить безопасное состояние станции. И, может быть, оставить на станции нескольких своих постоянных наблюдателей», - добавил Станкевич.

В свою очередь политолог, генеральный директор Центра политической информации Алексей Мухин указал, что действия МАГАТЭ очень симптоматичны: международные институты подчёркнуто не называют сторону, которая допускает опасное поведение в ходе конфликта, опасаясь, видимо, осуждения со стороны западных стран.

«Нынешняя ситуация стала, я уверен, результатом безответственного поведения киевских властей, прямо или косвенно поощряемых извне американскими и британскими кураторами. Апогеем конфликта действительно может стать «ядерный кризис», вызванный артобстрелами Запорожской АЭС со стороны ВСУ и нацбатов, применяющих тактику «выжженной земли» в центре Европы», - заключил Мухин.

Генеральный директор Российского совета по международным делам (РСМД) Андрей Кортунов назвал ситуацию беспрецедентной.

«Сейчас мы слышим, что и со стороны Генерального секретаря ООН, и со стороны МАГАТЭ высказываются предложения о том, чтобы все-таки воюющие стороны предоставили доступ на атомные объекты соответствующим инспекционным группам и, естественно, прекратили бы действия, которые могли затронуть безопасность этих объектов. Посмотрим, какова будет реакция на такие предложения, поступающие со стороны ООН и МАГАТЭ, и насколько действительно можно предоставить гарантии безопасности такого рода объектов во время проведения боевых действий. Надо сказать, что ситуация во многом уникальная, поскольку на протяжении уже довольно длительного времени военные конфликты не затрагивали атомную энергетику, то есть эти объекты не находились под угрозой артиллерии или ракет. Здесь создается прецедент, который возможно будет использоваться и при других конфликтах, если они будут происходить в непосредственной близости от объектов атомной энергетики», - резюмировал глава РСМД.

Новости партнеров