В Иране два с половиной месяца идут многочисленные протесты, поводом для которых стала смерть 22-летней Махсы Амини в сентябре этого года. Девушку задержали за «неправильное ношение хиджаба» и увезли в участок, затем она оказалась в больнице, впала в кому и умерла. Семья Махсы заявляет, что она была здорова, и девушку могли избить полицейские. На это указывают и очевидцы. В ходе протестов, по официальным данным, погибли не менее 300 человек.
Президент Ирана Эбрахим Раиси уже допустил возможность внесения изменений в некоторые статьи конституции исламской республики. Также генеральный прокурор страны Мохаммад Джафар Монтазери объявил, что упраздняет полицию нравов, которая следила за соблюдением религиозных исламских норм и общественной морали. По словам Монтазери, этот орган не имеет ничего общего с судебной системой.
Редакция PublicO узнала у экспертов, возможен ли крах теократического режима и восстановление светского государства в Иране?
Так, генеральный директор Российского совета по международным делам, президент Московского общественного научного фонда Андрей Кортунов считает, что никакую возможность исключать нельзя. В свое время шахский режим тоже казался очень устойчивым и уверенным в себе, однако в 1979 все увидели исламскую революцию, которой, наверное, многие эксперты не ожидали.
«Тем не менее, я бы предостерег от недооценки устойчивости режима. Да, в каком-то смысле можно говорить о том, что Иран — это теократическое государство, но это государство с очень сложной системой политической организации. И, конечно, это не примитивная диктатура. Здесь работают различные сдержки и противовесы, учитываются интересы различных групп элит. Мне кажется, что запас прочности у нынешнего политического устройства Исламской Республики Иран достаточно велик», - отметил эксперт.
В свою очередь политолог, политический технолог и политический деятель Константин Калачев указал, что упразднение в Иране полиции нравов выглядит как рефлексия режима, который готов на символические уступки. Однако сами нормы ношения хиджаба еще не изменены. Есть только обещания, что, возможно, будут внесены какие-то изменения.
«Но, скорее всего, обманут. За соблюдением правил ношения хиджаба может следить не только полиция нравов, но также другие структуры: просто полиция, народное ополчение «Басидж», Корпус стражей исламской революции (КСИР). Нарушение правил ношения хиджаба — нарушение законодательных норм, тут совсем необязательно наличие специальной структуры для контроля. Поэтому вопрос стоит так: будут ли новые триггеры протеста? Для продолжения протеста нужны триггеры и лидеры. Лидеров изолируют. Новые инциденты с «Басидж» или КСИР в вопросах ношения хиджба могут дезавуировать символичный жест в пользу протестующих, подлить масла в огонь. Раз власти Ирана решились купировать внутриполитический кризис реформами, значит, они признают серьезность ситуации, но рассчитывают обойтись символическими уступками. Вопрос о крахе теократического режима пока не стоит. Но риски и угрозы безусловно есть. Иранское общество значительно моложе российского. Диктат стариков молодежи надоел», - резюмировал Калачев.