7 августа в Рязанской области появился первый лесной пожар, а 17 августа запах гари был уже в Москве и некоторых областях Центрального федерального округа. На совещании 24 августа президент РФ Владимир Путин призвал как можно быстрее потушить пожары и минимизировать их последствия. Редакция PublicO спросила у экспертов, почему лесными пожарами начинают заниматься, когда они уже подходят к Москве?
Так, эксперт по экологии, сопредседатель российской экологической партии «Зеленые» Сергей Шахматов указал, что Москва имеет особое внимание органов федеральной власти.
«Нужно понимать, что у нас лесных территорий, которые горят постоянно, не так много, и они известны. Все равно этим территориям каждый год уделяется определенное внимание. Не на столь высоком уровне, как это произошло с Рязанской областью, но лесопожарные центры работают, деньги получают, группировки на лесопожарный сезон увеличиваются, деньги на технику систематически высылаются, какие-то полномочия по лесоохране и пожарной безопасности постоянно передаются и укрупняются в федеральный центр с точки зрения полномочий непосредственно Рослесхоза. Говорить о том, что пожарами не занимаются, наверное, не совсем правильно», - отметил он.
Исполнительный директор Ассоциации содействия экономике замкнутого цикла, член Общественной палаты РФ Альбина Дударева также не согласна, что правительство уделяет этому внимание в моменте.
«После того урока, который был для нас всех в 2010 году, к теме пожаров отнеслись очень даже серьезно», - заявила она.
«Вообще, к природным катаклизмам очень сложно подготовиться, и содержать лесопожарную систему накладно. Нужны средства для того, чтобы держать не 1, а 30 самолетов по пожаротушению — а такого большого пожара, может быть, там 10 лет не было. Эффективно ли это? Нет, конечно. Поэтому здесь оптимальное решение — помогать друг другу, помогать тем, у кого беда. Ведь мы видим, как наши самолеты летают даже за границу, когда беда происходит: страны отправляют друг другу помощь, не говоря уже о регионах. Поэтому сегодня такое пристальное внимание и режим аврала к тому, что происходит в Рязанской области. Погода стоит очень жаркая, и то, что у нас такой локальный пожар есть, было практически неминуемо. Но я бы не сказала, что это застало правительство врасплох», - добавила она.
В свою очередь лидер общественного экологического движения «Альянс Зеленых», председатель Общественного совета при Министерстве природы РФ Александр Закондырин напомнил, что сейчас аномально теплое лето, и логично, что именно в силу погодного фактора возникают пожары.
«Они есть на востоке Сибири, и, конечно, там масштаб пожаров гораздо больше, чем в средней полосе России. Просто здесь у нас другой уровень организации, другая плотность населения, и если там мы видим только масштабные пожары, на которые обращаем внимание, когда они подходят к крупным населенным пунктам, то в Москве, если в центральной России происходит какое-то более значительное возгорание, это тоже становится заметно. От Рязанской области до Москвы меньше 400 километров, поэтому зона распространения примерно полтора дня в зависимости от ветра и метеоусловий. Эта история обычная, и мы помним торфяные пожары 2010 года. Они были в Подмосковье, и на самом деле в тот момент находиться в Москве было совсем неприятно. Эту проблему решили: торфяники залили водой, и сейчас такой проблемы нет», - рассказал эксперт.
«Ситуация, кстати, неуникальная. В Европе аналогично, там рекордное количество пожаров, порядка 900 тысяч гектаров сейчас горит в Европе. У нас цифра больше: порядка 3 миллионов гектаров по последней информации МЧС, но у нас просто площадь страны несколько иная, уж побольше, чем европейская», - добавил он.
«Конечно, пожары связаны с природным фактором. Вопрос, насколько эффективно, умело и своевременно действуют коллеги. У нас сейчас достаточно сбалансированная система, она не идеальная, но чтобы вы понимали: бюджет пожаротушения в России в прошлом году был 6 миллиардов рублей, а в этом году — 14! Фактически больше чем в 2 раза увеличилось количество средств, которые федеральный бюджет тратит на эту деятельность. Была докуплена новая техника, был укомплектован штаб, но при этом все равно люди, которые работают в Росавиалесоохране, работают в режиме подвига, особенно с учетом зарплат, которые им платят. Но сейчас все-таки и федеральная власть обратила на это большое внимание, и московские власти, и подмосковные власти помогают коллегам в Рязани. Это все можно решить», - заключил Закондырин.