На этой неделе неоднократно поднимался вопрос отказа от Болонской системы образования. Сначала вопрос поднял секретарь Совета Безопасности Николай Патрушев, следом идею одобрило Минобрнауки, а после председатель Госдумы Вячеслав Володин заявил, что все фракции поддерживают выход из международной образовательной системы, и начинается работа по данному направлению. Редакция PublicO решила узнать у экспертов, стоит ли сохранять Болонскую систему образования, и к чему может привести отказ от нее?
Депутат Мосгордумы, председатель Комиссии по образованию МГД Евгений Бунимович подчеркнул, что системой образования, ее форматами должны заниматься прежде всего не политики, а профессионалы, для которых главное не демонстрация позитивного жеста в сторону Запада (когда принимали Болонскую систему) или негативного (теперь когда ее хотят отменить).
«Образование, конечно, требует всегда реформ, преобразований, но, по сути оно консервативно. Каждую программу нужно отрабатывать, внедрять; к ней должны привыкнуть преподаватели. Поэтому такие резкие колебания то в одну, то в другую сторону, в любом случае вредны образованию. Даже если в основе лежат благие намерения, все должно происходить более плавно, постепенно и разумно, иначе это не сработает», - отметил он.
Он добавил, что вернуться в ностальгию по своему детству не получится. Значит, снова придется переписывать все программы. Таким образом, все преподаватели будут снова заниматься этим вместо того, чтобы преподавать. Подобный лихорадочный откат ничего не даст.
«Мне кажется, что гораздо лучше создать систему конкуренции. Никто не запрещает сейчас работать ни по Болонской системе, ни по специалитету, который полностью соответствует тому, что было раньше, и к чему предлагают вернуться. По-моему, надо больше доверять самим вузам, ученым советам, ректорам. И, конечно, надо узнать их мнение, что конкретному вузу было бы удобнее? Та или другая система? Сейчас есть и специалитеты, и вузы, которые работают по Болонской системе. И если им больше нравится специалитет, то пусть возвращаются к нему. К тому же нельзя сравнивать дизайн с математикой, а математику с изучением японского языка. Это разные предметы, разные системы и разные области, и поэтому надо дать возможность самим университетам выбирать, причем, даже внутри своих факультетов», - поделился мнением эксперт.
Профессор, директор Центра креативной экономики ВШЭ Ирина Абанкина считает, что те решения, которые были выработаны в рамках Болонской системы, надо сохранить.
«Россия довольно серьезно продвигалась по этому пути, и в каких-то направлениях я даже вижу некоторое опережение. В чем суть Болонской системы? Конечно, в академической мобильности для преподавателей и для студентов при условии признания и подтверждения качества образовательных программ отдельных университетов, дисциплин преподавания и университета в целом», - пояснила она. «Я думаю, что даже если приостановлено наше (профессорского сообщества – прим.ред.) участие в подобном обсуждении, все равно нужно прислушиваться к тенденциям развития и сохранять гибкость и адаптивность системы. Наше исключение из Болонской системы сейчас имеет негативные последствия, в первую очередь, для тех студентов и преподавателей, которые могли бы приезжать учиться в нашу страну. То есть, хорошие программы, наши достижения в области образования, интеграции науки с образованием станут невидимыми для международного сообщества. В Болонский процесс входит очень много стран, это не только европейские страны и США, это страны Тихоокеанского региона, Австралия, Китай и Гонконг. То, что мы становимся невидимыми для наших партнеров, имеет очень много рисков того, потому что площадка, где мы могли бы продвигать свои достижения и ценности, будет для нас закрыта», - подытожила профессор.