Премьер-министр федеральной земли Тюрингия Бодо Рамелов заявил, что Европе требуется новая система безопасности, включающая Россию.
«Все государства-участники должны заключить пакт о ненападении и сформировать оборонное сообщество, которое сосредоточится на разрешении конфликтов на Европейском континенте», – сказал Рамелов (цитата по Welt).
Для Publico предложение немецкого политика прокомментировал эксперт РСМД, доцент Факультета мировой политики МГУ, политолог Алексей Фененко:
«Предложение, которое последовало от главы правительства Тюрингии, заключить пакт о ненападении с Россией всем государствам в Европе, показывает, что европейская политика воспроизводит в третий раз собственную логику. Всем предшествующим крупным конфликтам предшествовала попытка России и Германии разделить сферы влияния в Европе. И сейчас, под все крики о конфликте на Украине, мы видим важную тенденцию европейской политики: США возрождают Германию как сильную военную державу. На это уйдет 10-12 лет, но, тем не менее, такая попытка предпринята.
Это станет окончанием европейской интеграции в нынешнем качестве. И сколько бы ни говорили про Германию как локомотив Европы, но сама Европа была выстроена под идею слабой Германии. Если Германия снова становится сильной военной державой, то меняется вся европейская политика. И мы видим ту же логику в третий раз: уход России из Европы всегда давал фору Германии набухнуть в новый мощный геополитический центр. Можно называть его Рейхом или иначе, но факт остается фактом.
Первый раз это случилось после Крымской войны, когда Пруссия объединила Германскую империю с согласия России. Второй раз после Первой мировой войны через Раппальский союз России и Германии. В третий раз наши патриоты в первой половине 1990-х мечтали, что Германия набухнет в новую сверхдержаву, оппозиционную США, что даст фору для России, но оказалось, что все совсем не так радужно. Германия формируется в качестве оппозиционной державы, скорее, по отношению к России, нежели к США. Но мы всегда видим логику попыток России и Германии разделить сферы влияния в Восточной Европе.
Когда мы говорим об этом, то первоочередно вспоминает пакт Молотова-Риббентропа, забывая, что первые 10 лет Николая II (от его воцарения до Бьеркского договора 1905 года) были ознаменованы попытками России и Германии сформировать альянс против Британии. И после знаменитого пакта Молотова-Риббентропа с августа 1939 примерно до конца 1940 года между СССР и Германией шли переговоры о попытке если не союза, то альянса России и Германии. Видимо, теперь нам предлагают разделить сферы влияния в Восточной Европе в третий раз.
При этом немцы обеспокоены обсуждением в России десуверенизации Литвы. Но Литва, где будет размещен бундесвер, – это всегда проблемы, связанные с Калининградской областью и в той или иной степени возрождение в Германии дискуссий о статусе Калининграда. Существует еще и проблема для самих прибалтийских стран, которые надеются спрятаться под немецкий зонтик от России, но забывают, что до 1940 года в их странах жили остзейские немцы, крупный народ, который был принудительно депортирован в Германию Литвой, Латвией и Эстонией в 1939-40 гг. Литва депортировала немецкое население Мемеля, который стал Клайпедой.
Поэтому присутствие Германии в Прибалтике может всколыхнуть эти воспоминания в немецком обществе, в чем Россия с удовольствием поможет. Если они хотят переименовать Калининград в Кенигсберг, то мы переименуем все прибалтийские города в старые немецкие названия: Вентспилс в Виндаву, Елгаву в Митаву и т.д.»
Подписывайтесь на Publico в Дзен.Новости, а также следите за экспертными дебатами и комментариями к главным событиям дня в нашем telegram-канале.