ЭКСПЕРТНЫЙ ПОРТАЛ ДЕБАТОВ И МНЕНИЙ
Громов: экспорт топлива на 40% выгоднее продаж в России
Фото: РИА ФедералПресс/Евгений Поторочин

Громов: экспорт топлива на 40% выгоднее продаж в России

Цены на топливо в России продолжают расти. По данным Forbes, стоимость бензина марки АИ-92 по итогам торгов на бирже превысила 70 тыс. руб за тонну и обновила исторический максимум. АИ-92 за день подорожал на 1,15%, до 70 ,5 руб. за тонну. Растет в цене и бензин марки АИ-95, его стоимость поднялась до 76,4 руб. за тонну и приблизилась к рекордным значениям.

В Правительстве уже рассматривают варианты для сдерживания цен. Как сообщают СМИ, среди них - заградительная пошлина на экспорт нефтепродуктов в размере $250 за тонну и полный запрет экспорта нефтепродуктов «на определенный срок для насыщения рынка». При этом во всем мире отмечается дефицит дизельного топлива.

В интервью PublicO Алексей Громов, главный директор по энергетическому направлению Фонда «Институт энергетики и финансов», доцент РГУ нефти и газа им. И.М. Губкина, объясняет ситуацию, в первую очередь, привлекательностью экспорта:           

- Рост цен на топливо внутри страны, несмотря на все усилия Правительства, пока затормозить не удается. Биржевые цены на бензин и дизтопливо с начала года выросли на 60%, а на АЗС превысили динамику инфляции и подросли на 7-8%. Недавняя мера по создания специализированного списка экспортеров нефтепродуктов (по сути, введение лицензирования) оказалась малоэффективной. Все мы слышали недавнее заявление Президента РФ Владимира Путина о том, что правительственное решение о 50-процентном сокращении демпферных выплат нефтяникам не учитывало реалии рынка и ухудшило ситуацию. По словам Путина, демпфер «ополовинили, и он перестал работать эффективно». Главная причина сложившегося положения - привлекательность экспорта нефтепродуктов по сравнению с внутренними поставками. Несмотря на сильный рост внутренних цен на топливо, экспортные поставки на 40% прибыльнее.

Алексей Громов полагает, что положение можно будет исправить только решительными мерами  властей:

- Также необходимо учитывать высокий спрос на дизельное топливо не только со стороны сельского хозяйства (продолжается уборка урожая), но и со стороны сил, участвующих в СВО. Без крутых мер положение не исправить. По имеющейся информации, сейчас в Правительстве обсуждают полный запрет на экспорт нефтепродуктов, в первую очередь тех, на которые сложился повышенный спрос внутри страны. Запрет может быть введен на срок в несколько месяцев. Это остудит спрос и даст возможность Правительству, Минэнерго и нефтяным компаниям осуществить корректировку механизма демпфера, о котором говорил президент.

Голосование
Дебаты
Новости партнеров