О необходимости импортозамещения и технологического суверенитета в России говорится давно. Обострилась ситуация после начала СВО и ухода западных компаний с российского рынка. Сегодня, когда курс доллара уверенно держится выше ста рублей, тема обрела новую популярность. Как обстоят дела у российских брендов, в беседе с Publico рассказал президент Гильдии маркетологов Игорь Березин:
«Уход западных брендов, с одной стороны, создал пространство для экспансии. У российских брендов появились возможности развития и снизилась конкуренция. Но, с другой стороны, в современном мире, будь то рынок одежды, мебели или бытовой техники, развита очень высокая кооперация между производителями и поставщиками. Мебель может собираться в России, но оборудование при этом используется иностранное. Для шитья нужна иностранная фурнитура, ткани и т.д. Поэтому уход западных компаний из России ослабил конкуренцию на рынке, но создал и определенные проблемы с материалами.
Надо понимать, что бренд – не просто зарегистрированная торговая марка. Это марка, которая обладает и рядом отличительных свойств, и признанием со стороны покупателей. Такие бренды, что называется, имеют позиционирование в голове потребителя. В качестве успешных примеров российских брендов можно выделить, например, компанию бытовой техники Bork. Ей уже больше 20 лет, и она сразу заняла позицию в верхнем ценовом сегменте. Это дорогая, качественная, стильная бытовая техника, которую люди знают, ценят и покупают.
Второй успешный пример – это производитель повседневной одежды Gloria Jeans. Эта компания образовалась более 30 лет назад как кооператив и выросла до одного из крупнейших российских производителей одежды в нижнем и среднем ценовом сегменте. После ухода ряда западных марок Gloria Jeans заняла локации на Тверской улице, в крупных торговых центрах и т.д., и от снижения конкуренции только выиграла.
Но само по себе становление бренда – всегда длительный процесс. И люди, конечно, покупают то, что завоевало их доверие, а отечественный это продукт или нет – большой роли не играет. Раньше люди отдавали предпочтение западным брендам одежды и восточным брендам бытовой техники не потому, что не были патриотами. А потому что эти компании провели большую и правильную работу по представлению своих продуктов на российском рынке. Но та же отечественная Gloria Jeans имела своего потребителя и в 1990-е, и в 2000-е в условиях огромной конкуренции с западными брендами. И неслучайно я привожу в примеры именно эту компанию, как и компанию Bork. Оба этих бренда последовательно и долгое время занимались своим позиционированием и развитием».
Подписывайтесь на Publico в Дзен.Новости, а также следите за экспертными дебатами и комментариями к главным событиям дня в нашем telegram-канале.