ЭКСПЕРТНЫЙ ПОРТАЛ ДЕБАТОВ И МНЕНИЙ

Иван Еремин о медиа-среде: отрасль переживает непростой период трансформаций

Председатель попечительского совета Фонда развития медиа коммуникаций и информационного общества, глава медиа-холдинга «ФедералПресс», акционер деловой газеты «Ведомости» Иван Еремин выступил на заседании комитета по СМИ и информационной политике Ассоциации менеджеров России.

«Медиа-отрасль переживает очень непростой период трансформаций. Меняется структура экономики всех отраслей. Меняется законодательство в сфере рекламы и СМИ, меняется читатель, меняется рекламодатель. Меняются как механизмы дистрибуции контента  и форматы потребления информации, но что более важно меняются и ценностные ориентиры у государства и законодателей, у читателя и у рекламодателя», - отметил Еремин.

Он добавил, что в этой ситуации в медиа-индустрии (как, впрочем, и в других отраслях) СМИ, конечно, должны быть мобильными, уметь видеть глобальнее и локальные тренды в процессах трансформаций (а где-то даже предсказывать тренды наперед) и быстро реагировать.

«Очевидно, что сегодня в условиях пандемии и тех последствий, к которым она приводит (в частности, к ускорению цифровизации), а также в контексте других вызовов, например, связанных с климатической повесткой, внедрением в жизнь ESG-подходов в корпоративном и государственном управлении, принципов устойчивого развития, в условиях изменяющихся ценностных критериев и потребительских мотиваций многие отрасли просто заново перекраиваются. Возникает уникальная возможность быть не просто пассивно частью рынка, но и активным игроком в построении будущей архитектуры медиа-отрасли, активно содействовать формированию новых правил, стандартов и принципов саморегулирования, - сказал глава медиа-холдинга. - Сейчас прекрасный момент, когда представители медиа-бизнеса должны объединяться, чтобы в будущем наша сфера была перекроена не по лекалам монополистов, глобальных экосистем и государства, а выстроена с учетом интересов множества игроков отрасли».

«В этом плане государство в лице ФАС, Центробанка и других регуляторов, выступающих в последнее с инициативами регулирования деятельности экосистем, ведет себя даже более активно, чем мы с вами, коллеги», - посетовал Еремин.

Также он обозначил и проблемы в отрасли, с которыми уже не первый год сталкиваются традиционные СМИ, например, падение печатных тиражей: «Не буду скрывать, что для традиционных печатных изданий время сейчас особенно сложное и болезненное. Мы видим, что даже крупнейшие мировые игроки еще недавно отказывались  от выпуска печатных версий  - и это не следствие пандемии, хотя она и подстегнула этот процесс, тенденция наметилась задолго до 2020 года».

«Ведомости» здесь идут в определенном смысле против мирового тренда. Хотя нам, вероятно, сложнее чем многим – помимо внешнего кризиса, с которым отрасль столкнулась в 2020 и 2021 годах, нам пришлось преодолевать ряд внутренних проблем, связанных, прежде всего, с перестройкой управленческой модели, обновлением редакционного коллектива и возвращением традиционной деловой аудитории издания, пытавшегося до недавнего времени сдвинуться в нишу общественно-политическую и конкурировать, скорее, с «Эхом Москвы», а потому - растерявшего часть заинтересованных в деловой информации читателей, - поделился Еремин. - Печать по-прежнему находит свою целевую аудиторию и является важной частью нашей стратегии развития. Когда в период всеобщего карантина нам, как и многим другим коллегам пришлось приостановить бумажный выпуск, мы возобновили его, как только это стало возможным».

Он отметил, что хорошим драйвером и аудиторным и экономическим стали нишевые тематические проекты, которые были запущены в течение последнего года: «Город», «Экология», «Спорт», - и все они существуют не только онлайн, но и в бумажном варианте. « Мы все эти проекты оцениваем как вполне успешные. Можно говорить о большем или меньшем интересе аудитории и рекламодателей к той или иной тематике репортажей или статей, но сам формат тематического делового СМИ, которое выходит и в онлайн-формате и в традиционном печатном, несомненно востребован и аудиторией и – что не менее важно – рекламодателем».

Обозначил он и новые вызовы. Это нарастающая конкуренция с цифровыми гигантами и их экосистемами, которые заходят на территорию традиционных медиа и создают информационные продукты, конкурирующие в этом секторе, оттягивающие часть читателей и рекламодателей. В основном это касается информационных сервисов (рассылок) и корпоративных СМИ, часто выполняющих функции доставки и «упаковки» контента, который производят традиционные СМИ (рассылка Сбера, корпоративное СМИ «Альфа банка» и др.)  В Европе этим процессам препятствуют как национальные государственные институты, так и саморегулируемые организации, отстаивающие интересы рынка традиционных игроков.

«У нас же пока государство сосредоточено на борьбе с транснациональными и зарубежными системами, однако, на этом фоне происходит усиление отечественных монополистов, которые составляют не меньшую, а где-то даже большую опасность для развития малого и среднего бизнеса в сфере СМИ и для стабильной работы традиционных медиа, - уточнил Еремин. - Конечно, и у нас есть успешные примеры работы механизмов отраслевого саморегулирования. Например, подписанный в этом году меморандум о противодействии распространению фейковой информации, в котором участвуют и традиционные медиа и цифровые гиганты и где ведущую роль в плане верификации информации играют именно традиционные СМИ. Однако таких примеров пока мало. Эти практики нужно развивать».

Еще одним вызовом он назвал конкуренцию с блоггерами. «Я глубоко убежден, что мы напрасно начали играть в эту игру, напрасно позволили навязать нам эту конкуренцию. Формат деловой или общественно-политической газеты и формат блога – будь то инстаграм Ольги Бузовой или твиттер, условно говоря, Жириновского – это разные вещи, они не могут регулироваться одними правилами. И напрасно нас пытаются усадить в одну песочницу. Если уж на то пошло, получение статуса средства массовой информации должно регулироваться более жестко. Сейчас этот статус может получить практически любой – в том числе блогеры, - и это в известной мере принижает СМИ как социально значимый институт. Процедура получения свидетельства о регистрации СМИ должна быть сложнее, чем нынешняя. Этот статус должен подтверждать качество и квалификацию источника. И нужно, чтобы он был предметом соискания, чтобы за него боролись».   

По словам Еремина, рынок рекламы тоже трансформируется. «Не знаю, как обстоят дела в других сферах, но что касается рынка печатных СМИ, сокращение рекламных бюджетов крупных игроков в 2020 году ударило по нам достаточно больно. Должен признаться, что, заметно просели некоторые направления, которые были для нас долгое время стабильным источником доходов. Например, реклама авто. К счастью, сейчас мы компенсировали (и даже с лихвой) выпавшие доходы за счет других секторов, но дрейф рекламодателей произошел достаточно существенный, и нашей рекламной службе пришлось серьезно поработать. Сегодня мы впервые вышли на уровень самоокупаемости и прибыли. Мы не нуждаемся в заёмных средствах, и растущий поток рекламных контрактов может обеспечивать полностью все наши внутренние нужды».

Обозначил глава медиа-холдинга и трансформацию читателя (ценности и потребительские мотивации): «Достаточно заметный дрейф происходит и среди читателей – аудитория меняется и меняется довольно серьезно. Понятно, почему это происходит – традиционным СМИ приходится выдерживать достаточно жесткую конкуренцию с новыми форматами – блогами, телеграм-каналами – туда уходит аудитория, заинтересованная не в качестве информации, а в ее сенсационности, одиозности, в инсайдах и сплетнях. В нашем случае этот процесс наложился на читательский дрейф, связанный с перестановками внутри редакции – вы знаете, в прошлом году у нас произошли очень серьезные перемены. И та часть читателей, которая представляла собой фан-клуб определенных журналистов – ушла. Правда, определенная ее доля сейчас возвращается – деловой читатель в массе своей исповедует прагматичный подход к потребляемому контенту, и качество информации для него важнее симпатий к конкретным авторам».  

Также Еремин поделился важной новостью: «В этом году мы совместно с Фондом развития медиа коммуникации информационного общества и с МГИМО выступили инициаторами создания Международного альянса деловых СМИ и уже завтра подпишем соглашение о запуске проекта. С завтрашнего дня мы приступаем и к переговорам с рядом крупных зарубежных изданий. Каждый участник альянса получит значительные возможности для расширения своей аудитории,  круга освещаемых тем, экспертного пула и взаимодействия с другими изданиями – членами альянса на самых выгодных условиях. Думаю, не позднее, чем к середине будущего года, эта организация обретет и формальный статус, и более-менее четкие конкуры, сформируется ядро участников альянса, будут оговорены основные принципы взаимодействия».

Высказался медиамагнат и о взаимодействии СМИ с государством: «Что касается условий игры, которые задает государство, то все игроки медиа-рынка, даже крупные издания, обладающие существенным ресурсом, находятся в непростой экономической ситуации и сложности у нас примерно одни и те же: снижение доходов из-за ухода с рынка крупных рекламодателей, рост издержек – в первую очередь, за счет роста цен, например, на импортную технику и в случае с печатными СМИ – бумагу. На этом фоне  налоговая нагрузка, которая ложится на нас, становится довольно серьёзным бременем. При этом значительная доля наших расходов – порядка 50% - это фонд оплаты труда. И мы, конечно, не хотим экономить на людях. Особенно в такое сложное время».
«Думаю, было бы правильно, если бы мы от имени всего сообщества попросили государство пойти навстречу медиа-структурам и рассмотреть возможность снижения налога для нашего сектора - по крайней мере на ближайшие 3-5 лет. Это, без сомнения, будет серьезной мерой поддержки, она поможет многим удержаться на плаву в это непростое время, - сказал Еремин. - Совместно с Фондом развития медиа коммуникаций и информационного общества мы готовим сейчас и другие инициативы, способствующие укреплению позиций СМИ как социально и государственно значимого института, и приглашаем всех наших коллег к участию в этой работе. Сегодня все отрасли подвержены трансформации. У нас есть шанс самим определить, как переживет трансформацию наша отрасль и какой она будет завтра. Давайте объединяться и строить наше будущее своими руками».

Новости партнеров