12 июля Ростелеком объявил о замедлении работы YouTube в России, сославшись на технические проблемы с оборудованием Google. В свою очередь «Газета.Ru» со ссылкой на источники сообщила о планах окончательно заблокировать YouTube в России в сентябре. Дмитрий Песков заявил об отсутствии у Кремля планов по блокировке видеохостинга, а также посоветовал заблокированным блогерам переходить на альтернативные площадки. Сегодня фиксируются повышенное количество жалоб на работу YouTube в России.
Что будет с популярным видеохостингом, для Publico прокомментировал публицист Игорь Караулов:
«С YouTube сейчас активно борются. Я помню, как в свое время боролись с Telegram, однако так и не победили. Боролись с Instagram*, и борьбу эту продолжают, но Instagram как-то живет, и множество народу продолжает им пользоваться. Если пользоваться YouTube станет очень неудобно и практически невозможно, думаю, что потребители как-нибудь это переживут, поскольку мы и так живем в условиях изобилия информации. Но производители контента, владельцы раскрученных каналов, конечно, очень сильно пострадают и материально, и морально.
Мы понимаем, что главная проблема YouTube – не сам YouTube как таковой, а RuTube, который так и не взлетел, и отсутствие российской сопоставимой платформы, которая годилось бы и для монетизации, и для того, чтобы у людей много подписчиков, просмотров и т.д.
Но самая основная проблема и сильнейший удар по обществу (причем не только российскому) – это то, что за четверть века интернет превратился из территории невиданной, совершенно упоительной свободы в территорию полиции. В интернете сейчас полиции гораздо больше, чем на улицах. Все правительства и корпорации стремятся так или иначе ужать свободу в интернете, что-то ограничить, что-то заблокировать, что-то запретить. У всех к этому свои резоны, причем ограничения одной стороны вызывают ответные ограничения и другой стороны, конца-края этому совершенно не видно.
Что касается непосредственно YouTube, то, конечно, это платформа, настроенная к России не лучшим образом: платформа, где русских дискриминируют, где распространяется определенный антироссийский контент. Но вместе с тем это и платформа, на которой можно вести свою деятельность. Сам по себе подход к ограничениям, который сейчас у нас возобладал, очень странен, потому что борются не только с враждебными действиями, но, в первую очередь, с самими средствами для совершения этих враждебных действий. Это выглядит примерно так же, как если бы мы боролись с изнасилованием путем кастрации всего мужского населения.
Законодатели хотят искоренить враждебный контент, но под раздачу попадают люди, которые в YouTube размещают ролики вроде “Как самостоятельно заменить батарейку в автомобильном брелоке”. Поэтому, если даже регулирование интернета неизбежно, хотелось бы, чтобы оно было более осмысленным, предметным и более целенаправленным, чтобы всех не мели под одну гребенку».
*Meta Platforms признана в России экстремистской организацией и запрещена.
Подписывайтесь на Publico в Дзен.Новости, а также следите за экспертными дебатами и комментариями к главным событиям дня в нашем telegram-канале.