На прошлой неделе Украина получила разрешение Вашингтона на применение поставляемого ей оружия против целей в России. Первым американским оружием, которым украинская армия ударила вечером 31 мая по российской территории в районе границы с Харьковской областью после получения разрешения США, стали реактивные системы залпового огня (РСЗО) HIMARS. Портал PublicO обсудил такое решение Вашингтона и его возможные последствия с политологом Сергеем Марковым: «Никто точно не знает, каковы могут быть последствия ударов западным дальнобойным оружием, прежде всего, ракетами по старым территориям России. Непонятны ни военные, ни стратегические, ни политические последствия такого шага.
Неясно, насколько с военной точки зрения эффективными могут быть эти удары: увеличат ли они поражаемость российских военных структур, условно говоря, на 50% или лишь на 10%. Непонятно, какой объём такого рода ударов будет нанесен. И непонятно, насколько сильной или слабой окажется российская система ПВО, сможет ли она полностью защищать небо.
В чем-то эта ситуация может быть похожа с обстановкой в Белгороде. Мы видим, что за пол полгода убито около сотни мирных жителей, есть серьёзные проблемы, но в то же время Белгород продолжает жить нормальной жизнью, а политический запрос жителей на максимальное ужесточение российской позиции по украинскому вопросу вырос. Можно предположить, что ситуация в Белгороде будет экстраполирована в какой-то мере и на Ростов-на-Дону, и отчасти на Воронеж».
Марков отметил, что существует несколько точек зрения на такое решение США. «Первая, которая активно представлена в российских СМИ, заключается в том, что Запад решил нанести России сильный удар и занимается эскалацией военных действий, усиливая своё давление на нашу страну.
Вторая точка зрения заключается в том, что Запад видит возможное обрушение обороны украинской армии и пытается предотвратить этот крах, поэтому усиливает возможность военных ресурсов и ударов Киева по России.
Третья точка зрения, которой придерживаюсь и я, заключается в том, что Запад имеет общую линейку постепенной эскалации, но реализует эту эскалацию по тактике, хорошо описанной в классических работах по военным стратегиям, - тысячи мелких шагов. Это связано с тем, что Запад боится спровоцировать руководство России на использование тактического ядерного оружия или другие жёсткие шаги, поэтому предпочитает не пересечь одну решающую красную линию, а пересекать несколько сотен тоненьких красных линий.
Согласительно этой точки зрения, все достаточно спрогнозированно. Вопрос только в том, сделает ли Запад следующие шаги быстрее. Дискуссии, которые идут в СМИ, существуют для имитации, а в принципе все давно решено, и нам остается лишь наблюдать, насколько далеко зайдёт эта эскалация».
Политолог отметил, что эскалация может дойти вплоть до передачи украинской армии тактического ядерного оружия: «Это уже будет реальной угрозой не того, что Россия применит тактическое ядерное оружие, а то, что против России оно будет применено. Но произойдёт это не сейчас, а чуть позже.
Ещё одна неопределённость связана с тем, как Россия будет на этот шаг отвечать. Поскольку на предыдущие акты агрессии Россия практически не отвечала, Запад следующим шагом опять будет взвинчивать эскалацию. Таким образом, Россия постоянно напрашивается на эскалацию со стороны Запада, но как отвечать на эту эскалацию, неясно. Ударить по центрам принятия решения в Киеве? Но центр Киева – это центр древней русской столицы, а Владимир Зеленский и ВСУ, СБУ сидят в бункерах, построенных ещё в советское время в Киевской области.
Что касается разговоров о том, что Украина убедила Вашингтон выдать ей разрешение на применение HIMARS на территории России, то, честно говоря, я не особенно в это верю. Нынешний режим на Украине – сугубо оккупационный, а вся стратегия конфликта с украинской стороны формируется генералами США, Великобритании и других стран НАТО. Субъектность Украины весьма мала, хотя Зеленский стал в последнее время несколько увеличивать эту субъектность. Это связано с задержкой финансирования Вашингтоном его оккупационного режима. Любой знает, что если начать задерживать зарплату, то сотрудники начнут заниматься другими делами. Вашингтон «задержал зарплату» Киеву на целых полгода, за это время они стали косить глазами по сторонам. Но все принципиальные решения принимает Вашингтон, и о давлении Украины на США говорить нельзя».
Подписывайтесь на Publico в Дзен.Новости, а также следите за экспертными дебатами и комментариями к главным событиям дня в нашем telegram-канале.