ЭКСПЕРТНЫЙ ПОРТАЛ ДЕБАТОВ И МНЕНИЙ

Никита Масленников о предложении вернуть золотой стандарт: Мир уже движется к цифровым валютам

На прошлой неделе секретарь Совета безопасности РФ Николай Патрушев заявил в интервью «Российской газете», что эксперты прорабатывают предложенный научным сообществом проект по созданию двухконтурной валютно-финансовой системы. По его словам, в частности, предлагается определить стоимость рубля, который должен быть обеспечен как золотом, так и группой товаров, являющихся валютными ценностями, привести курс рубля в соответствие реальному паритету покупательной способности. Редакция PublicO пообщалась с экспертами о новом «золотом стандарте».

Так, экономист, заместитель директора Института «Центр развития» НИУ ВШЭ Валерий Миронов указал на несколько проблемных моментов данного предложения.

«Первый вопрос – о товарном обеспечении новой валюты. Сейчас наш рубль, как и валюта Китая, у которого 3 трлн золотовалютных резервов (номинированных в значительной степени в долларах); валюта Японии, золотовалютные резервы (ЗВР) которой также огромны; и так обеспечены золотом и другими активами, которые находятся в составе ЗВР. Большая часть резервов России уже в золоте, еще есть замороженная часть в долларах и евро. Рубль обеспечен золотом и был обеспечен другими активами, но теперь они оказались под санкциями. Вопрос в том, что понимать под золотовалютным резервом в новой реальности, когда долларовая и евровая его части оказались ненадежными.   Товарные запасы, другие ценные металлы, патенты и изобретения?», - сказал эксперт.

Он добавил, что есть разные варианты, в том числе и золотой. Но в обеспечении золотом есть определенные проблемы: если золото передавать по требованию владельцам валюты (например, владеющие рублями захотят получить за них золото, которым этот рубль обеспечен), то золото нужно возить по всему миру по требованию желающих, которые имеют валюту на руках. Так было и в период золотовалютного стандарта, который существовал в мире в XIX веке до Первой мировой войны (у России тоже был золотой червонец, который использовался и в международных расчетах в 1920-е годы в период НЭПа), а также до Великой депрессии в начале 1930-х годов, но потом сошел на нет. Однако сейчас возникнут проблемы безопасности такого подхода, в том числе из-за санкций.

Помимо, технических проблем есть и второй вопрос - как это золото использовать в шоковые периоды? «Если сейчас мы предположим, что рубль будет обеспечен только золотом, и если разделить М2, денежную массу в рублях, которая есть в российской экономике, на золото, которое сейчас накоплено в авуарах Центрального банка, то мы получим курс рубля в районе 400-700 рублей за доллар, если привести к этому эквиваленту. Это гигантская девальвация по сравнению с теми 70 рублями за доллар, которые есть сегодня. Можно, конечно, попросить мировых покупателей платить за наши нефть, газ, уран и прочее сырье золотом, а не рублями, как этого Россия требует сейчас. Тогда с учетом нашей годовой добычи за 4-6 лет мы сможем создать базу, чтобы нам не пришлось девальвировать рубль почти в 8-10 раз. Но чтобы покупателям платить за наши нефть и газ золотом в тех объемах, какие сейчас потребляются, для этого надо использовать 80% мировой золотодобычи», - пояснил Миронов.  Притом в этом случае цены на золото во всем мире сильно вырастут, и потребуется не 5 лет в среднем для создания этой базы золотых авуаров, а гораздо больше, до 10-15 лет.

«В проекте, судя по сообщениям в прессе, написано, что обеспечивать рубль можно не только золотом, но и другими товарами, точнее, видимо, другими благородными металлами: платина, палладиевая руда и т.д.. И здесь возникает тот же технический вопрос, о котором я говорил вначале: как и где эти металлы продавать, на каких биржах, как транспортировать. И ведь нужно еще, как положено по регламентам бирж, проверять, не подделка ли это. С «золотым стандартом» возникнет масса проблем, которые в этом проекте, видимо,  целесообразно рассмотреть», - заключил экономист.

Экономист, руководитель направления финансы и экономика Института современного развития Никита Масленников отметил, что такого рода инициативы всегда возникают в кризисные времена, и «чего-то экстравагантно-неожиданного в предложении Патрушева нет». По сути предпринимаются попытки, особенно в нынешних крайне непростых обстоятельствах, определить для самих себя некое понимание, как рубль может выглядеть на международной арене и чем он может быть привлекателен.

«Другое дело, насколько это реалистично, понятно и проработано. И здесь возникают большие и очевидные вопросы. Эта инициатива была озвучена в интервью Патрушева «Российской газете» неделю назад, но какие-то разъяснения в публичном пространстве  — что имеется в виду, как это будет сделано, хотя бы общий контур, — отсутствуют. Оценивать жизнеспособность этой идеи крайне сложно в условиях отсутствия необходимого критического минимума деталей», - сказал эксперт.

Он добавил, что реанимация «золотого стандарта», в том или ином виде, выглядит в современных экономических условиях несколько искусственной. Кроме того, есть общая закономерность: архитектура международных валютных систем выстраивается вокруг определенных структурных необратимых сдвигов мировой экономики. Мир уже ушел в двадцатом веке от золотого стандарта. «Насколько целесообразно возвращаться к нему именно в предлагаемых версиях — вопрос открытый, тем более что деньги развиваются в своих функциях, своем содержании вместе с мировой экономикой. И в условиях, когда более чем в 40 странах сегодня Центральные банки ведут эксперименты по запуску цифровых валют, не вступает ли тяготение к золотому стандарту в противоречие исторической парадигме развития валютно-денежных систем как таковых?», - резюмировал Масленников.

В свою очередь экономист, политик, публицист Михаил Делягин положительно оценил идею Патрушева, как минимум в части двухконтурной финансовой системы. «На самом деле, все крупные экономики, которые уже стали развитыми, ограничивают финансовые спекуляции на разных этапах становления, потому что без этого обеспечить развитие невозможно. Так, американцы ограничивали финансовые спекуляции до 1999 года, японцы до 2000 года, европейцы до второй половины 1980-х годов, китайцы и сейчас ограничивают», - сказал экперт.

«На нашем сегодняшнем уровне зрелости финансовой системы ограничение финансовых спекуляций необходимо, это может достигаться разными методами: двухконтурной финансовой системой, введением управления структур активов, как в Японии. Метод, о котором говорит Николай Патрушев, вполне разумен и реалистичен. Самое главное — отделить деньги, которые обслуживают реальный сектор, от денег, с которыми возможны спекуляции», - подытожил он.

Новости партнеров