ЭКСПЕРТНЫЙ ПОРТАЛ ДЕБАТОВ И МНЕНИЙ

Площадка цифрового рынка продуктов личных хозяйств: будущий инструмент стабилизации продовольственного сектора в России

Минсельхоз России недавно предложил ряд мер по борьбе с ценами на продукты питания, включая плодоовощной сегмент. Ведомство предполагает оказывать поддержку личным хозяйствам населения, то есть гражданам, которые не имеют юридического лица и производят продукты в основном для себя. Большая часть многих видов овощей выращивается именно в таких хозяйствах, но не более 20% из этого объема попадает на рынок.

На самом деле, помощь личным хозяйствам населения – идея не новая. Еще в 2006 году в России в рамках нацпроекта «Развитие АПК» такие хозяйства могли рассчитывать на субсидии, предоставляемые обычным юридическим лицам. Однако постепенно кооперативы и личные хозяйства населения исключались из состава возможных получателей господдержки. Причиной этому стал отток населения из сельских территорий, больший интерес к развитию именно крупных инвестпроектов в сфере АПК и ограниченность контроля за эффективностью субсидий при отсутствии должного бухгалтерского учета у таких производителей, что в свою очередь затрудняло взаимодействие с банками и страховыми компаниями. В результате часть хозяйств была вынуждена стать юридическими лицами, чтобы получить господдержку.

После введения эмбарго в 2014 году, несмотря на сокращение импорта овощей, ситуация с их производством в хозяйствах населения не изменилась. Кроме того, стали постепенно расти поставки овощей из стран, которые под запрет не попали (Китай, Израиль, Турция, страны Латинской Америки, ЕАЭС и СНГ). Пандемия, помимо сложностей с поставками продуктов питания, добавила проблем и с рабочей силой. При этом овощеводство зависит от временных рабочих, зачастую иностранных. Учитывая, что появление новых экономических шоков (в результате эпидемий, логистических проблем или других причин) нельзя исключать, то для самообеспечения овощами необходимо больше полагаться на собственные ресурсы, в том числе трудовые. В России, по данным сельскохозяйственной переписи 2016 года, было установлено более 23 миллионов личных хозяйств населения. Для сравнения — сельскохозяйственных организаций - всего 36 тысяч, а в среднем за год в них работает около 4,5 миллиона человек, включая временных рабочих. Кроме того, в стране было чуть больше 90 тысяч крестьянско-фермерских хозяйств.

Проблема отсутствия овощей в торговых сетях, выращенных в личных хозяйствах населения, связана не столько с недостатком финансовой поддержки, сколько с отсутствием упорядоченной и простой системы сбора овощей у населения, их предпродажной подготовки через оптово-распределительные и заготовительные центры (ОРЦ) для последующей продажи оптово-розничному сегменту, а затем — конечному потребителю. Основная сложность проектов по созданию традиционного ОРЦ заключается в том, что продукция, производимая небольшими поставщиками, разная по сортам, качеству, срокам поставки, размеру и иным параметрам. Ее объем также из года в год может быть совершенно разным. Все эти условия делают работу ОРЦ с малыми предприятиями очень рискованной или малорентабельной. Поэтому, помимо субсидирования строительства ОРЦ, государству нужно будет принимать меры по унификации производимой населением продукции. Например, оказывать господдержку при условии покупки производителем пакетных решений — рекомендованного сочетания семян, набора удобрений, сроков и видов агротехнических мероприятий и других компонентов производства.

Однако, тут возникает необходимость в контроле процесса выращивания и установлении нормы возврата уже выращенных овощей в систему ОРЦ по заранее оговоренным ценам. В целом такой подход из-за высоких транзакционных издержек может несущественно сказаться на стоимости овощной продукции для конечного потребителя. Альтернативной мерой может стать выкуп предварительно обработанной (помытой, просушенной и рассортированной) самим поставщиком продукции такого рода. Такая схема проще для производителей, однако для владельцев ОРЦ это может стать проблемой, так как длительное хранение большого объема овощей требует очень четкого соблюдения технологий на всех этапах, включая предварительную обработку. Соответственно, ОРЦ придется проводить дополнительную обработку поступающей продукции и проектировать более сложные и дорогие системы хранения. Кроме того, в этой системе есть риски занижения закупочных цен со стороны ОРЦ и, как следствие, небольшое число желающих участвовать в такой структуре.

Увеличение числа ярмарок и продовольственных рынков, безусловно, важный канал сбыта продукции для малых форм хозяйствования. Однако правила работы постоянно действующих ярмарок и рынков во многом схожи с работой традиционных розничных магазинов. Современные технологии и цифровизация позволяют пойти еще одним путем. Вместо попыток «вписать» многочисленных производителей в систему стандартов традиционной торговли можно стимулировать развитие региональных маркетплейсов для местных мелких производителей, в том числе в формате ГЧП. Уже существует несколько коммерческих проектов в этой сфере, но пока они сосредоточены только в самых крупных городах страны. Роль государства в этом процессе может быть связана с поддержкой создания не одного крупного ОРЦ, а нескольких небольших опорных упаковочно-логистических пунктов вокруг крупных населенных агломераций, где будут объединяться заказы от несколько продавцов, а также будут созданы сети пунктов выдачи заказов. Такая схема позволит практически полностью исключить посредническое звено между производителем и покупателем, позволяя снизить цены.

Автор: Елена Разумова, советник президента ЦСР

Новости партнеров