«Основная проблема заключается в том, что обучающиеся не обладают теми навыками, которые требует работодатель», - так Софья Мустафина из министерства по делам молодежи Татарстана прокомментировала данные о том, что в республике более 80% выпускников и студентов сталкиваются с проблемами при первом трудоустройстве. В других регионах ситуация схожая. Так, лишь 53% выпускников колледжей Иркутской области устраиваются на работу по специальности после получения диплома.
В целом по России, сообщает Росстат, около 30% выпускников учреждений среднего профессионального образования (СПО) по ряду специальностей не могут трудоустроиться. «Работодатель им говорит, что у них нет стажа и поэтому он не готов взять их на работу. Но при этом работодатели говорят, что у них фиксируется как раз нехватка рабочих рук. То есть существует такой дисбаланс», цитирует «Парламентская газета» эксперта из Госдумы.
Колледж и завод: шаги навстречу
Проблема высокого порога перед входом на рынок труда для выпускников системы СПО давняя и болезненная. Предприятию нужно поставить человека сразу «к станку», а выпускник колледжа к этому не готов. Ему практики не хватает. Для преодоления этого разрыва в этом году в России стартовал федеральный проект «Профессионалитет», предусматривающий интеграцию колледжей и организаций реального сектора экономики. Проще говоря, его задача максимально привлекать студентов и преподавателей колледжей к настоящей работе на реальном производстве. В этом году в нем участвуют 250 колледжей и все крупнейшие работодатели страны из реального сектора экономики. Эксперт Рособрнадзора Ольга Воронцова отметила, что студенты, участвующие в программе «Профессионалитет», познакомятся со своими потенциальными работодателями еще до окончания обучения. Предполагается, что это увеличит долю трудоустройства молодых специалистов минимум до 85%.
Только что стало известно, что в рамках федерального проекта «Профессионалитет» около 100 сотрудников колледжей пройдут стажировку на предприятиях Трубной Металлургической Компании (ТМК) в Волгоградской, Оренбургской, Свердловской и Челябинской областях. Это очень важный этап развития проекта – интеграция бизнеса и образовательной среды: преподаватели познакомятся с предприятием, производством и технологическими процессами, смогут на практике освоить то, чему они будут потом учить своих студентов. Учитель, – научись сам!
Известный специалист в сфере образования Даниил Добрынченко сказал нам: «"Профессионалитет" призван убрать из образовательных программ все лишнее и приблизить их максимально к потребностям предприятия. Металлургические компании были одними из первых, кто экспериментировал в этом отношении. … Это серьезный шаг вперед. Шаг к тому, чтобы программы, которые реализуются в колледжах, были более продуктивными и более востребованными у работодателей».
Крупнейшие российские компании сразу поняли огромный потенциал проекта и активно подключились к его реализации – ведь все работодатели заинтересованы в подготовке квалифицированных кадров. Так, инвестиции ТМК за этот и следующий год составят 120 млн рублей. Компания активно участвует в доработке учебных программ, оснащении колледжей современным оборудованием, а также организует практическое обучение студентов на своих учебных полигонах и цехах.
«Я в рабочие пойду – пусть меня научат»
Среднее профессиональное образование становится все популярнее в России: в 2021 году выпускниками колледжей стали 780 тыс чел, а в 2022 году — 1,2 млн. По прогнозу министерства просвещения, в 2024 году колледжи России выпустят больше студентов, чем ВУЗы. Современные молодые люди понимают, что наличие диплома о высшем образовании — не гарантия хорошего дохода. «Мы видим, что порядка 60% учащихся девятых классов идут в колледжи. Раньше, в начале 2000-ых годов в колледжи шли порядка 10-12%, а сегодня - 60%. То есть растет престиж профессий, трудоустройство гарантированное и востребованность рабочих кадров, развивается экономика», - заявил министр просвещения РФ Сергей Кравцов.
Общая задача бизнеса, общества и государства сделать так, чтобы эти ребята не пожалели о своем выборе в пользу рабочей профессии. Конвергенция образовательных программ и реального производства – единственно правильный способ добиться этого. О чем говорит и зарубежный опыт, о котором вспомнила руководитель Института развития образования ВШЭ Ирина Абанкина, комментируя по нашей просьбе информацию о стажировке преподавателей колледжей на заводах ТМК: «Я очень позитивно отношусь к этой новости. Потому что "Профессионалитет" — это короткие интенсивные программы. Они должны реализовываться на очень современном оборудовании. И адресно, точечно, под конкретные потребности действующих предприятий. Именно так готовят кадры в Китае — на том же оборудовании, которое сегодня стоит на заводах. Таким образом они минимизируют общеобразовательную подготовку, максимизируя и закрепляя профессиональные навыки. И в нашей стране взаимодействие предприятий и колледжей в рамках программы "Профессионалитет" обязательно даст значительный эффект. Очень важно, что кластерное взаимодействие между колледжами и компаниями не только обеспечивает прямое участие студентов в реальных технологических процессах, но и дает возможность самим преподавателям примерить на себя роль мастера производственного обучения на конкретном предприятии. Такая тесная взаимосвязь учебы и практики позволяет повысить продуктивность интенсивной теоретической подготовки, обеспечить передачу новому поколению рабочих самых современных навыков и компетенций и, в конечном итоге, обеспечить энергичную динамику развития, которая так необходима каждому предприятию».
Некоторые эксперты уже сейчас говорят о том, что реализация проекта «Профессионалитет» может привести к реальному сокращению времени обучения в системе СПО. Стандартный срок получения среднего профессионального образования в нашей стране — четыре года. По словам министра просвещения РФ Сергея Кравцова, эта система невыгодна ни государству, ни студентам: ведь освоить азы многих рабочих и социально-гуманитарных профессий можно гораздо быстрее — за 2–2,5 года. Тем более, если учеба будет проходить в тесной координации с реальной производственной практикой у будущего работодателя.