Сотрудники лаборатории катализа и газовой электрохимии кафедры физической химии химического факультета МГУ предложили способ получения более качественного катализатора для очистки водорода от примесей монооксида углерода (СО), сообщает портал «Научная Россия».
На данный момент основным и наиболее дешевым методом получения водорода в мире остается переработка природного газа, который содержит значительную долю окисей углерода. Однако даже современные методы не способны полностью очистить водород, и в нем остаются небольшие примеси CO.
Заявляется, что более чистый водород, полученный в результате применения новых катализаторов, обеспечит долговечность топливных элементов, что критически важно для водородной энергетики.
«Водород используют в мембранных топливных элементах, которые служат источниками экологически чистой, «зеленой» энергии. В состав таких устройств входит платиновый катализатор, который очень чувствителен к присутствию CO. Даже небольшие примеси этого газа в потоке водорода заметно снижают эффективность топливных элементов и уменьшают срок их эксплуатации», - объяснил сотрудник лаборатории катализа и газовой электрохимии МГУ, аспирант Игорь Каплин.
«Главной нашей заслугой является то, что мы предложили близкий к оптимальному состав катализатора и усовершенствовали методику его приготовления. Способ синтеза катализатора очень важен. От него зависят удельная площадь поверхности и структурные свойства катализатора, размер и дисперсность частиц активного компонента. Мы показали, что использование высокого соотношения церия к кремнию и специального метода приготовления тройных оксидных систем позволяет получить катализатор с мелкими наночастицами диоксида церия и модификатора - оксида меди, причем модификатор равномерно распределен на поверхности. Данная система оказалась стабильной и проявила высокую каталитическую активность в реакции предпочтительного окисления CO в присутствии избытка водорода», - добавил ученный.
Однако на пути к промышленному использованию технологии предстоит проделать еще большой комплекс дополнительных исследований. Ближайшим этапом станет испытание образцов на полупромышленной установке и изучение механических характеристик катализатора.