Председатель Еврокомиссии Урсула фон дер Ляйен заявила, что Евросоюз не намерен платить рублями за поставляемый российский газ, поскольку это будет способом обойти антироссийские санкции. «Мы не позволим обойти наши санкции. Время, когда нас можно было шантажировать энергоносителями, прошло», — сказала она.
Позиция была предсказуемой. «Я не думаю, что ЕС примет требование «платите в рублях». Это сделало бы одну из санкций менее важной», сказал вчера в интервью PublicO профессор Университета Зальцбурга (Австрия), эксперт по энергетике и возобновляемым источникам энергии Фолькмар Лаубер.
Заместитель председателя Совета безопасности России Дмитрий Медведев говорит по этому поводу: «Ну пока покупают, пусть покупают. Никто же не отказывается от своих денег, это совершенно нормально. Они же хорохорятся».
Означают ли заявления европейских политиков об отказе от схемы «газ за рубли», окончательными? На этот вопрос PublicO отвечает директор Фонда энергетического развития, член экспертного совета Агентства стратегических инициатив, член Общественного совета при Минэнерго РФ Сергей Пикин:
- Заявление европейских чиновников – чисто политические декларации. Мол, не позволим нам руки выкручивать, мы же не просто так санкции ввели… К тому же сейчас весна, в головах радужная эйфория. Потребление газа снижается, до следующего отопительного сезона еще далеко. Не будем платить рублями. Пусть русские забирают свой газ себе.
Перевод газовой торговли на рубли осуществляется не от хорошей жизни. Это прагматичное решение, единственно возможное после замораживания наших валютных резервов на Западе. Россия создает механизм, позволяющий контролировать средства, получаемые от внешней торговли, и обезопасить их от попыток конфискации. Сделать это можно только переходом на национальную валюту. Для участников газового бизнеса, а это с нашей стороны «Газпром», с европейской стороны крупные национальные энергетические компании, с финансовой точки зрения ничего не меняется. Технические условия будут прописаны в процедуре проведения платежей, которую поручил разработать президент Путин.
Соглашусь с Дмитрием Песковым, который вчера предложил дождаться появления этого документа и тогда уже делать заявления. Хочу подчеркнуть: в мире нет избытка газа. В Европе сейчас очень рассчитывают на катарский газ после того, как ФРГ сообщила об успешных переговорах своих представителей в Дохе. Но только одна Германия потребляет треть российских газовых поставок. А это больше половины всего катарского газового экспортного объема, который, к тому же, в основном законтрактован. Поэтому перевод поставок на одни рынки вызовет дефицит газа на других и неминуемый рост цен из-за дестабилизации сложившегося положения.
Александр Богомолов, PublicO