29 марта взгляды всего мира были обращены на Стамбул. Именно он стал тем местом, где представители Украины и России впервые с начала российской спецоперации смогли добиться прогресса по будущему мирному договору.
Перед встречей со стороны Украины и России звучали требования, часть которых казалась другой стороне невыполнимой. Москва добивалась нейтралитета Украины, ее безъядерного статуса, гарантии статуса русского языка в Украине, признания независимости ДНР и ЛНР и Крыма как части России, денацификации и демилитаризации Украины. Украина требовала вывода российских войск, гарантий безопасности со стороны мирового сообщества. Киев соглашался с нейтралитетом и безъядерным статусом. Вопросы Крыма и ЛДНР Владимир Зеленский готов был рассмотреть, но путем референдума на Украине. Что касалось денацификации и демилитаризации, то эти пункты киевским властям непонятны, и они отвергались с порога.
Вот с таким багажом вчера делегации России и Украины прибыли в Стамбул. Перед началом переговоров Владимира Мединского и Давида Арахамии в президентском дворце Долмабахче принял Реджеп Тайип Эрдоган. Турецкий президент заявил, что на переговорщиках лежит «историческая ответственность», и весь мир «ждет хороших новостей» от переговоров. Анкара придерживается «справедливой позиции» к обеим сторонам конфликта, делая «все возможное» для деэскалации, добавил Эрдоган. Несколько дней до этого его пресс-секретарь Ибрагим Калын сообщил, что Украина готова пойти на компромисс по следующим пунктам: нейтралитет, отказ от наступательных вооружений и статус русского языка.
Старания и усилия Анкары в такой сложной ситуации, конечно, бесценны. Ведь из мировых игроков только Турция смогла провести у себя переговоры Украины и России. Страны НАТО считают Россию «агрессором», Индия и Бразилия – далеко, Китай старается не лезть лишний раз в конфликт, а Иран симпатизирует России. Остальные страны либо не хотят «высовывать нос», рискуя связями с Россией или странами НАТО, другие имеют статус союзников и тесных партнеров Москвы или коллективного Запада. Свою посредническую роль пытались играть и другие страны – Израиль, Беларусь и Азербайджан. Однако ни одна из попыток не оказалась столь же успешной, как турецкая.
По итогам трехчасовых переговоров Мединский и Арахамия пришли к определенному консенсусу. Предложения Украины по мирному соглашению, по словам Мединского, получены и будут рассмотрены в Москве. Со своей стороны, Россия в качестве жеста доброй воли и продвижения дипломатии приняла решение снизить темпы спецоперации.
«Мы также делаем два шага для деэскалации конфликта», - сказал Мединский журналистам.
Сопровождавший его представитель минобороны заявил, что принято решение сократить военную активность на Киевском и Черниговском направлениях.
После этого заявления Мединский намекнул на личную встречу Владимира Путина и Владимира Зеленского при их готовности подписать будущий договор.
"Предлагаемый формат был следующий: сначала готовится договор, затем договор утверждается переговорщиками, визируется министрами иностранных дел на встрече, после этого обсуждается возможность встречи руководителей государств для подписания этого договора", - уточнил Мединский.
Другим позитивным итогом встречи стало, по словам того же Мединского, согласие Украины на нейтральный и безъядерный статус (невступление в НАТО), неразмещение иностранных баз, непроведение учений с участием третьих стран и отказ Киева вернуть Крым и Донбасс военным путем.
Украинский делегат Арахамия сделал акцент на необходимости гарантий безопасности для Украины, но дал понять, что Киев все еще не готов уступать ЛДНР и Крым.
«Позиция Украины не меняется: мы признаем международные границы Украины - только те границы, которые были по состоянию на 1991 год. Нет здесь никаких компромиссов, красных линий... Мы только такую формулировку подписываем. В России, конечно, может быть своя версия этих событий, так как они уже признали, что Крым – русский. Это их право – делать такие речи и такие позиции фиксировать. Но украинская позиция четкая и постоянная, и это точно не подлежит вообще обсуждению», - сказал он.
При этом с украинской стороны звучат некоторые компромиссные (с точки зрения киевских властей) предложения по Крыму. Так глава офиса президента Украины Михаил Подоляк заявил, что вопрос Крыма – отдельный пункт будущего договора, и Киев предлагает проводить в течение 15 лет двусторонние переговоры по статусу полуострова. Очевидно, что Россия эти инициативы отвергнет, так как вопрос Крыма, как говорил Путин, «закрыт».
Сама турецкая сторона, принявшая эти важнейшие переговоры, оценивает их весьма позитивно. «С начала переговоров самые осмысленные продвижения произошли сегодня», - заявил глава МИД Турции Чавушоглу. Анкара выступает за прекращение огня в Украине, что откроет путь для долгосрочного политического урегулирования, заметил он. Чавушоглу также подтвердил, что на повестке дня стоят встречи его украинского и российского коллеги Дмитрия Кулебы и Сергея Лаврова, а также Путина и Зеленского.
В сухом остатке, можно сказать, что переговоры в Стамбуле стали если не прорывными, то как минимум успешными. Это первый «камень» в основание мирного соглашения. Едва ли Россия прекратила бы боевые действия в Чернигове и под Киевом, если бы за кулисами не получила заверения того, что определенные требования Москвы будут выполнены. Из официального пока мы слышим лишь о нейтралитете Украины. Вероятно, на последующих переговорах, которые будут продолжены в Стамбуле завтра, мы услышим о новых точках соприкосновения – например, о гарантии статуса русского языка на Украине. Скорее всего, точка в вопросе Крыма и Донбасса будет поставлена лично главами государств, если, конечно, Зеленский сможет решиться на непопулярное решение об отказе от данных территорий. В противном случае, боевые действия на Украине могут интенсивироваться.
Камран Гасанов, международный обозреватель PublicO.