Трагедия 11-го сентября 2001-го, вошедшая в историю, как «9/11», потрясла два десятилетия назад не только Америку, но и весь мир. Официальные лица выражали соболезнования, а скорбящие и сопереживающие люди несли цветы к посольствам США во многих странах. В самих Соединенных Штатах этот день был объявлен «Днем Патриота», и каждый год проводится ряд мероприятий в память о более трех тысячах жертв.
Правда, в основном, вспоминают в этот день о трагедии, произошедшей в Нью-Йорке. О падении башен-близнецов, о выпрыгивающих из окон несчастных, о жуткой завесе пепла и дыма на Манхеттене, о действительно героическом поведении мэра Рудольфа Джулиани. Но о том, что удар террористов был нанесен еще и по Пентагону, говорят немного.
Тем не менее, в террористической атаке в тот день могли пострадать не только жители страны, против которой был направлен удар, но и один из ее руководителей - министр обороны Дональд Рамсфелд, находившийся утром 11-го сентября на своем посту.
«В 9:37:46 Боинг 757-200, выполнявший рейс 77 American Airlines, врезался в западное крыло Пентагона на скорости 530 мил/ч.. Это вызвало немедленные и катастрофические повреждения здания. Все 64 человека на борту авиалайнера погибли, равно как и 125 человек внутри Пентагона (70 гражданских лиц и 55 военных). 106 были серьезно ранены», - сухо сообщает официальный отчет Комиссии 9/11, опубликованный в 2004-ом году.
В своих мемуарах Рамсфелд будет вспоминать, что во время атаки находился в своем офисе, куда вернулся после завтрака с конгрессменами, и с ужасом наблюдал за происходящим в Нью-Йорке по телевизору. После того, как самолет протаранил Пентагон, он почувствовал, что здание тряхнуло, как это обычно бывает при строительных работах. Тогда он вышел из своего офиса и быстро двинулся вдоль Кольца E - внешнего коридора. Вскоре появился тяжелый дым, сквозь завесу которого ничего не было видно. Из этого дыма весь в копоти навстречу Рамсфелду вышел офицер, который сказал, что дальше идти нельзя.
Когда министр выбежал из атакованного здания, то своими глазами увидел клубящийся черный дым и вспышки пламени. «Ад спустился на Пентагон». Он увидел, как люди, которые держались на ногах, в ужасе отбегали от пожара, и как они помогали тем, кто не мог двигаться. Видел раненых, обожженных, видел людей в форме, которые вытаскивали из огня пострадавших. С момента террористической атаки прошло всего несколько минут, поэтому ни пожарных, ни скорых, ни полицейских машин еще не было.
Рамсфелд пишет, как он услышал чей-то голос, который сказал: «Мы должны помочь». Он обернулся и увидел сидящую на траве окровавленную молодую женщину. Она не могла даже подняться, но произнесла: «Я могу помочь. Я умею делать уколы». Сам он помог подтащить раненого. Это зафиксировали камеры подоспевших журналистов. Позже в своем офисе он переговорил с президентом Бушем, доложив тому ситуацию. Так заканчивалось это утро для Пентагона, но для министра обороны США, которого вскоре станут называть «самым опасным человеком на Земле», все еще только начиналось…