В Томском политехническом университете (ТПУ) разрабатывается новая технология дезактивации строительных конструкций объектов атомной энергетики, которые выводятся из эксплуатации. Ученые предлагают использовать для этого электрические импульсы. Об этом ТАСС сообщили 15 декабря в вузе.
Уточняется, что в процессе эксплуатации объектов атомной энергии (например, ядерного реактора или радиохимического производства) происходит радиационное загрязнение строительных конструкций, являющихся одним из барьеров безопасности, а также биологической защитой.
«Обычно для удаления радиоактивного загрязнения строительных конструкций используются традиционные механические методы, а также дезактивация струей газа, абразивный обдув и другие. Их использование, как правило, сопряжено с образованием вторичных радиоактивных отходов и пыли, содержащей радиоактивные вещества, которые также требуется кондиционировать, то есть привести к критериям приемлемости для захоронения. Ученые Инженерной школы новых производственных технологий ТПУ предложили технологию, основанную на электроимпульсном разрушении материала под слоем жидкости», — отмечается в сообщении.
Метод ученых основан на электрофизических принципах, открытых в ТПУ: для проекта исследователи адаптируют разработанную ранее установку электроимпульсного резания горных пород и бетона в воде. В частности, они создают оптимальную электродную систему определенной конфигурации, необходимой для эффективного снятия слоя бетона определенной площади и глубины.
«Мы провели предварительные испытания предлагаемого решения в горизонтальном исполнении, когда электродная система накладывается на образец сверху. Полученные данные говорят о принципиальной возможности и перспективности такого подхода. На следующем этапе будет разрабатываться электродный узел, который способен производить снятие слоя с поверхности стен. То есть работать в вертикальном положении», — приводятся слова научного сотрудника научно-производственной лаборатории «Импульсно-пучковых, электроразрядных и плазменных технологий» ТПУ Михаила Журкова.