ЭКСПЕРТНЫЙ ПОРТАЛ ДЕБАТОВ И МНЕНИЙ

Вадим Засько: Цены на топливо можно остановить только развитием глубокой нефтепереработки

Сегодня, 21 февраля 2022 г. литр дизеля стоит в среднем по России – 54,09 руб. 21 ноября 2021 года – 51,2 руб. В годовом исчислении – около 17%, то есть значительно выше официальной инфляции. Динамика по бензину схожая. Причин много, в том числе рост цен на нефть, инфляционное давление, сложное налогообложение нефтепереработки (78% цены на бензин – это различные налоги и акцизы). В Польше недавно снизили НДС на топливо с 23% до 8%, в результате чего цены упали. Можно ли у нас повторить этот опыт и как бороться с ростом топливных цен, бьющих по нашим карманам и по всей экономике страны?

В беседе с PublicO на этот вопрос ответил декан Факультета налогов, аудита и бизнес анализа Финансового университета при Правительстве РФ Вадим Николаевич Засько:  

- Можно ли в текущей ситуации рассматривать фискальные меры в качестве сдерживающего фактора рост цен на  моторное топливо? Боюсь, что исключительно налоговыми мерами добиться снижения цен на рынке нефтепродуктов в более-менее долгосрочной перспективе не удастся. Конечно, можно ожидать стабилизации рынка в случае временного снижения ставок НДС и акциза, однако последующий потенциальный риск отката к высокой ценовой динамике после окончания периода пониженных ставок (а такой период, безусловно, в итоге наступит) может оказать гораздо более негативное влияние, причем не только на топливный рынок, но и на всю экономику вследствие каскадного влияния цен на топливо на все экономические процессы.

Причина роста цен у нас весьма опосредованно связана с налоговой политикой. В значительно большей мере негативным фоном ценовой динамики выступает фактор отсутствия комплексной программы развития нефтепереработки. Собственно, это, в том числе, и является причиной экспорта нефти в сыром виде, нежели продукции нефтепереработки и нефтехимии, позволявшие бы формировать высокую добавленную стоимость внутри России.

По моему глубокому убеждению, вся современная история развития производства и реализации нефтепродуктов давно сформировала предпосылки к решению системных проблем, заключающиеся в следующем:

- низкий уровень отечественного производства компонентов, необходимых в нефтепереработке (присадки и т.п.);

- низкий уровень строительства новых и модернизации действующих производственных мощностей в сфере нефтехимии и производства нефтепродуктов;

- устаревшая модель функционирования нефтяных холдингов в формате вертикальной интеграции (необходимо выводить 90% продаж топлива через биржевые инструменты).

- недостаточность полномочий Правительства России в части тактического управления таможенными тарифами;

- отсутствие комплексной стратегии управления транспортно-логистической составляющей в производственной цепи нефтехимии и нефтепродуктов (Транснефть, Транснефтепродукт, РЖД).

Без разработки комплексной стратегии развития глубокой нефтепереработки на территории России никакие точечные фискальные меры налоговой поддержки не способны купировать проблему роста цен, недопустимого в стране с колоссальными углеродными запасами.

Александр Богомолов, экономический обозреватель PublicO

Новости партнеров