ЭКСПЕРТНЫЙ ПОРТАЛ ДЕБАТОВ И МНЕНИЙ
Фото: unsplash.com

Юшков: Проект арктических ветряков существует пока только на бумаге

Модульную ветроэнергетическую установку (ВЭУ), адаптированную для суровых условий Арктики, с использованием цифровых технологий разработали ученые Санкт-Петербургского Политеха. Может ли Арктика стать источником «зеленой» энергии для России, для Publico прокомментировал эксперт Фонда национальной энергетической безопасности и Финансового университета Игорь Юшков:

«Создание арктических ветровых электростанций – это давняя идея, возникшая с начала 2010-х гг. Однако речь идёт не столько о получении электроэнергии для потребления в самой Арктике (ее жилых районах, портах и так далее), а, скорее, о том, чтобы снизить углеродный след. Эту идею активно продвигали компании, которые работали на европейский рынок. В частности, у “Новатэка”, ведущего проект “Ямал-СПГ”, была инициатива поставить ветряки в арктическом исполнении, чтобы вырабатывать не только электроэнергию, но, возможно, даже делать водород методом либо электролиза воды, либо из метана одной из турбин электростанции, которая обеспечивает энергию “Ямала СПГ”, откуда идет сжиженный газ на европейский рынок.

Для этого проекта планировалось сделать больше “зеленых” проектов в рамках декарбонизации. Такой идей была частично хотя бы одну или несколько турбин перевести на работу не просто на газе, а на смеси газа с водородом, чтобы показать свое стремление к декарбонизации. Другой идеей была как раз установка ветряков в арктическом исполнении. Все это предлагалось сделать, чтобы снизить углеродный след товаров, которые идут в Европу, потому что именно для европейского рынка это важный фактор.

Европа внедряет пограничный углеродный сбор, отслеживает, какой углеродный след имеет товар (то есть, сколько было спровоцировано выбросов парниковых газов при производстве единицы товара). И такой подход был важен для “Ямал СПГ” и прочих проектов. Таким образом, компании рассчитывали повысить свою конкурентоспособность, уменьшая углеродный след.

Но возникает вопрос: что выгоднее, завозить уголь и мазут по СевМорПути летом, таким образом, обеспечивая северный завоз, либо поставить ветряки? Пока, по крайней мере, более надежным выглядит естественно, северный завоз. Ветряки в арктическом исполнении могут быть неким дополнением для того, чтобы сэкономить завезенное летом топливо.

Проект арктических ветряков существует пока только на бумаге, он еще не опробован, потому себестоимость подобных проектов будет довольно высокой. Для полного обеспечения Севера “зеленая” энергетика – это очень дорогая история. Но если в купе с таким обеспечением возможно получить снижение углеродного следа и повышение конкурентоспособности товара для европейского рынка, тогда компании вполне могут быть в этом заинтересованы».

 

Подписывайтесь на Publico в Дзен.Новости, а также следите за экспертными дебатами и комментариями к главным событиям дня в нашем telegram-канале.

Голосование
Дебаты
Новости партнеров