ЭКСПЕРТНЫЙ ПОРТАЛ ДЕБАТОВ И МНЕНИЙ

Закрытость или открытость: Эксперты об информационном освещении СВО

Сначала уход российской армии с Харьковского направления, следом объявление частичной мобилизации и перегибы при ее проведении, далее оставление Красного Лимана и напряженная ситуация в Херсонской области. Все это вызвало жесткую критику в патриотических telegram-каналах при заявлениях официальных лиц, что «все под контролем» и «все идет по плану». Редакция PublicO обсудила с экспертами информационную открытость, и способствует ли публичная критика военного руководства успехам российской армии?

Так, политтехнолог, основатель группы «Николо-М» Игорь Минтусов отметил, что во время военных действий обычно та страна, которая их ведет, действует в парадигме «все для фронта, все для победы».

«И в этом смысле есть две крайности, которые заключаются в том, чтобы жителям конкретной страны, которая ведет военные действия, сообщать только хорошие новости: победы своих вооруженных сил, и не сообщать плохие новости. Эта информационная открытость в той части, где рассказывается об успехах своих вооруженных сил, и информационная закрытость, связанная с неуспехами вооруженных сил своей страны — две крайности в зависимости от того, какие цели перед собой ставят военная пропаганда либо военная журналистика», - сказал он.

Он добавил, что в итоге информационная открытость нужна, потому что, если некоторые непрофессионалы в области коммуникации считают, что нужно сообщать только хорошие новости, а плохие не надо, это приведет к тому, что граждане страны (так как плохие новости будут доходить активно по другим каналам) в итоге решат, что официальная пропаганда недоговаривает, и уровень доверия к официальным СМИ будет падать.

«Информационная открытость, с моей точки зрения, нужна — в ней существенно больше плюсов, чем минусов», - заключил Минтусов.

С ним не согласен депутат Государственной думы РФ, политтехнолог, философ Олег Матвейчев.

«Всякие боевые действия, в том числе и специальная военная операция, предполагают, конечно, и всевозможные боевые хитрости, и различные маневры, и так далее, о которых нежелательно, чтобы знали противники. И поэтому огромное количество военных настаивает на том, что вообще в зоне боевых действий не только не должны применяться, например, фото- или какая-то другая аппаратура, потому что по ним легко узнаются координаты, но и вообще шататься какие-то люди, которые к этому никакого отношения не имеют, которые могут выполнять и разведывательные функции, на которых нужно отвлекаться, тратить время на их охрану — я имею в виду в том числе и военкоров. Потому что у военных есть другие задачи, нежели заниматься экскурсиями. Уже само по себе это ставит вопрос о целесообразности  присутствия военкоров на фронте», - сказал эксперт.

«Что касается вообще разговоров о том, как ведется операция, как освещаются последние события, — это, конечно, полное безобразие, потому что любые люди, которые являются дилетантами в военных вопросах, даже не дилетанты, но не находятся непосредственно в зоне боевых действий, — их мнение не должно даже высказываться, не то что учитываться», - добавил он.

«Конечно, нужно общество оградить от подобного рода высказываний. Должна быть, с одной стороны, законодательная цензура, цензура военного времени. Я думаю, что если бы у нас была не спецоперация, а именно война, то правила подобной цензуры действовали бы жестче», - подытожил Матвейчев.

В свою очередь поэт, переводчик, публицист Игорь Караулов считает, что информационная открытость сейчас — это вещь неизбежная, потому что никакую «закрытость» организовать уже невозможно.

«Есть, конечно, какие-то моменты, связанные с военной тайной. Но то, о чем сейчас все вокруг говорят, никакой тайной ни для кого не является. Вредит обществу, если оно будет по-прежнему думать, что все идет по заранее намеченным планам, поскольку общество уже так не думает. Какой может быть вред от этой информационной открытости? Это наверное, действительно никак не помогает армии воевать, потому что армия не находится в изолированном состоянии. Если кто-то думает, что там на фронте люди воюют и не читают телеграм-каналы, это не так. Читают, имеют свое мнение. Я в этом мог убедиться в своей последней поездке с агитбригадой по воинским частям. Если тут будут врать, то армия это тоже заметит, что за ее спиной врут. Армия заметит, что за ее спиной молчат», - указал публицист.

«Если будут говорить о проблемах армии, то, конечно, это не поможет воевать само по себе, если все останется на уровне разговоров. Но если что-то будет меняться, если сигналы общества будут распознаваться, правильно учитываться, и на их основе будут делаться быстрые и точные практические выводы, то, конечно, это поможет армии воевать», - резюмировал Караулов.

Новости партнеров