Запуск Международного экспериментального термоядерного реактора перенесен на 2030 год. В реализации крупнейшего проекта в сфере «чистой» энергетики участвует и Россия. Работа реактора должна была продемонстрировать возможность использования термоядерного синтеза в качестве безопасного, чистого и бесконечного источника энергии.
Как сообщил гендиректор Международной организации ИТЭР Пьетро Барабаски, на одном из этапов реализации проекта выявили две серьезные проблемы. Оказалось, что реальные размеры секторов вакуумной камеры не соответствуют заданным параметрам. Известно, что 5 из них строят страны Евросоюза, еще четыре – Южная Корея. В чьем секторе выявили просчет, Барабаски не уточнил.
Также эксперты обнаружили признаки коррозии на теплозащитном экране. В результате приваривания трубок к корпусу в трубах системы охлаждения появились трещины. Этот сегмент уже установлен в шахте реактора, и устранить дефект на месте невозможно. Для этого нужно либо разбирать весь объект, либо изготавливать совершенно новую секцию теплового экрана.
По расчетам Барабаски, на такой ремонт могут уйти годы. Гендиректор ИТЭР признал, что планы по получению первой плазмы к 2025 году оказались нереалистичными еще на этапе обсуждения.
Однако, по мнению директора частного учреждения «ИТЭР-Центр» («Росатом») Анатолия Красильникова, ситуация не так драматична, как ее описывают.
«Это нормально для столь крупного и уникального объекта. Технические трудности возникали и раньше. Причина возможного переноса, о котором говорит гендиректор ИТЭР, прежде всего не в критических дефектах конструкции, а в том, что ученые хотят расширить научную программу. Значит, подготовка к испытательному запуску займет больше времени. Фактически первой плазмой будет не то, что под этим подразумевали», — отметил он в беседе с РИА Новости.
Сложности вызывает и увеличившийся за время строительства бюджет проекта. Изначально сумма сметы проекта составляла 5 млрд евро, но за годы стоимость выросла в четыре раза.
При этом сотрудничество с российскими специалистами в проекте продолжается вопреки санкциям. Москва должна подготовить 25 систем. На сегодняшний день готовы только 3. Наибольшая доля подготовки проекта у Евросоюза – 45%. По 9% распределены между Россией, США, Китаем, Южной Кореей, Индией и Японией.