Польша и Венгрия решили свои вопросы, но остаётся Болгарии, Румыния и Словакия
Первый пласт проблемы Восточной
Европы и украинского зерна совершенно понятен и лежит на поверхности — срок
запрета до 30 июня. Это как раз то время, когда можно будет определяться
регуляторам обеих стран, что с новым урожаем: как он идёт, какие есть уверенные
перспективы, чего хватает, чего не хватает. Запрет установлен на несколько категорий
продовольственных товаров, в основном, это зерно и масличные культуры. При этом
у поляков размытая мотивация, а у венгров она совершенно однозначная – интересы
фермерского сообщества.
До 5 июня действует
введённый Евросоюзом беспошлинный ввоз с Украины любых товаров, в том числе
продовольственных. Эта ситуация с беспошлинным ввозом привела к тому, что цены
на продовольствие идут вниз, в том числе для национальных производителей. Они
теряют, и это вызывает не слишком позитивные эмоции и постоянные обращения к
регуляторам этих стран.
Сельхозпроизводители
больше не могут терять рынок, и никаких аналогичных движений по ценам на
удобрения не наблюдается, наоборот, цены на удобрения растут. Сейчас кто-то уже
отсеялся, кто-то заканчивает посевную, но тем не менее. Собственно, эти
«ножницы» усугубили финансовое положение аграриев и в Венгрии, и в Польше. Это
главный мотив их решения.
Но существенна и «неразворотливость»
Еврокомиссии. В конце марта Болгария, Венгрия, Польша, Румыния и Словакия
просили ЕС купить скопившиеся у них украинское продовольствие. В Словакии на
сегодняшний день пошли дальше: они просто запретили переработку и продажу
продукции с Украины. На складах она лежит; страна выполняет общеевропейский
мандат и оказывает поддержку Украины, покупая, но во внутренний оборот её не
пускает. Это обращение до сих пор не получило внятного ответа от Еврокомиссии.
Пока официальная
позиция Брюсселя такова: односторонние действия Венгрии и Польши не могут
считаться приемлемыми. Но обращение стран существует. Проблема деградации
национальных производителей в странах, где достаточно высокий уровень аграрного
производства и в структуре ВВП, и вообще в экономике, продолжается, а решение,
которое должна была бы принимать Еврокомиссия, отсутствует. Беспошлинный ввоз с
Украины на уровне всей Европы и всех европейских институтов введен, но когда
нужно что-то скорректировать, Брюссель молчит. Страны Восточной Европы, не
дождавшись никаких решений по своему поводу, приняли собственные односторонние
решения.
Думаю, сейчас Брюсселю
придётся каким-то образом корректировать свою позицию. В том числе, возможно, и
закупать скопившиеся излишки продовольствия на рынках этих стран, обращавшихся
в Еврокомиссию, с тем, чтобы потом перенаправить его в третьи страны, в том
числе развивающиеся — действовать по механизму Зерновой сделки. Насколько это
удастся, пока достаточно сложно предвидеть.
Тем более что если ЕС
пойдёт на покупку этих излишков, а потом их перенаправление, возникнет вопрос
конкуренции с российским зерном и пролонгацией зерновой сделки как таковой.
С одной стороны,
формальные причины понятны и совершенно очевидны, но как выпутываться из этой
ситуации? По крайней мере, пока ясно, что решение вопроса впереди, потому что
никто не может гарантировать, что это не будет распространяться на другие
страны, которые уже обращались в Еврокомиссию. Польша и Венгрия решили свои
вопросы, но остаётся Болгарии, Румыния и Словакия.
Это головная боль
европейцев, и у них очень ограниченные возможности решить эту проблему. Скорее
всего, Еврокомиссия действительно пойдёт на выкуп, но дальше возникают другие
проблемы, которые уравновешиваются с Зерновой сделкой и со всем прочим.