Практика финансирования деятельности НКО из бюджетов весьма востребована
Грант всегда получить нелегко – это конкурс, прежде всего, состязание. Причем соревнуются проекты, которые имеют высокую социальную значимость для какой-то уязвимой группы населения, а иногда и для города в целом. И оценивать такие проекты нелегко, ведь часто от решения экспертов зависит благополучие находящихся в уязвимом положении людей или перспективы развития какого-то доброго дела.
Возглавляемый мной Центр исследований гражданского общества и некоммерческого сектора НИУ «Высшая школа экономики» проводит ежегодно всероссийские обследования НКО, в рамках которых изучаем и отношение НКО к участию в такого рода конкурсах. Например, мы в ходе одного из исследований предлагали респондентам – руководителям отобранных на основе специальной выборки 1 тысячи НКО – назвать факторы, определяющие, по их мнению, успех обращения за грантами и субсидиями государственных (федеральных/ региональных/ муниципальных) грантодателей и частных грантодателей – российских негосударственных организаций, фондов.
Наиболее важным фактором успеха на конкурсе государственных грантодателей руководители НКО считают потенциальную эффективность проекта – об этом говорят 45% опрошенных. 31% полагают, что очень важно подготовить убедительную заявку. 22% считают важным фактором успеха репутацию организации, обращающейся за грантом. 20% полагают, что для успеха в конкурсе важно, чтобы проект соответствовал приоритетам грантодателя. 11% уверены, что успех в конкурсе зависит от взаимоотношения НКО с грантодающей организацией. По сравнению с частными грантодателями именно факторы потенциальной эффективности проекта и убедительности заявки руководители называют заметно чаще в отношении грантов из государственного бюджета.
Сами органы власти заинтересованы в качественных заявках и заботятся об этом. Так, в рамках конкурса грантов мэра Москвы уже внедрены разнообразные инструменты, чтобы помогать НКО повышать качество своих заявок, а значит, и шансы на успех в конкурсе. Это и вебинары, и консультации, и обучающие материалы на портале грантымэра.душевная.москва В общем, и город заинтересован в продуманных проектах НКО, и НКО получают возможность лучше подготовить свои проекты для участия в конкурсе.
Получение финансирования из бюджета города – это хорошее подспорье в работе НКО. Причем это не только в Москве. В рамках мониторинга состояния гражданского общества мы видим, какая доля НКО получает деньги из бюджетов разных уровней.
Лишь в 2020 г. впервые наиболее распространённым источником финансирования НКО стали доходы от реализации услуг (товаров) организации – их указали 40% НКО. Вторым ключевым источником финансирования НКО стали денежные пожертвования частных лиц – 38%.
Существенные доли руководителей НКО называют субсидии и гранты от различных органов власти в качестве источников финансирования своих НКО:
от региональных органов власти — 28% (причем по сравнению с 2018 годом этот источник упоминается на 13 п.п. чаще);
от органов местного самоуправления (из местных муниципальных бюджетов) — 20% (+6 п.п.);
из федерального бюджета (субсидии Росмолодежи, Минтруда, Минобрнауки, Минкультуры, Роспечати, МЧС) — 10% (+2 п.п.).
Другими важными источниками финансирования, отмеченными примерно третью руководителей НКО, являются:
- Членские взносы – 35%;
- Денежные поступления от российских коммерческих компаний – 33%;
- Взносы учредителей или собственников – 32%;
- Личные средства членов, сотрудников, учредителей организации, не являющиеся взносами – 30%.
Таким образом, практика финансирования деятельности НКО из бюджетов разных уровней является весьма распространенной и востребованной со стороны НКО.