ЭКСПЕРТНЫЙ ПОРТАЛ ДЕБАТОВ И МНЕНИЙ
Против империализма, но не против третьих стран
Против империализма, но не против третьих стран
Сергей Станкевич
Сергей Станкевич
13 сент. 2023

При взаимодействии Москвы и Пекина устаревшие санкции против КНДР можно пересмотреть

В связи с продолжающимся на наших глазах распадом «старого миропорядка» все его фундаментальные опоры подлежат ревизии с последующей корректировкой или заменой. Причём делать это лучше превентивно и договорно, не допуская очередных случаев стихийного обрушения порядка в хаос.

О неотложности такой работы весомо, грубо и зримо напомнил наезд в Россию бронепоезда с лидером КНДР Ким Чен Ыном. Пришло время разобраться, в какой мере отвечает современным реалиям статус всестороннего «изгоя», возложенный объединёнными нациями на Пхеньян за самовольное обладание ядерным оружием.

Как известно, режим нераспространения ядерного оружия, закреплённый системой международных договоров и резолюций СБ ООН, имел целью зафиксировать круг ядерных держав по состоянию на 1967 г., не допуская его дальнейшего расширения.

Со времени вступления в 1970 г. в силу Договора о нераспространении ядерного оружия (ДНЯО) прошло более чем полвека и ситуация в корне изменилась. Кроме изначальной ядерной пятёрки - США, России, Великобритании, Франции и Китая – ядерное оружие появилось у Индии, Пакистана, Израиля (не подтверждено) и у Северной Кореи. Именно последняя стала предметом самых жестких, в чём-то показательных международных санкций.

С 2006 года СБ ООН принял 8 резолюций, поэтапно ужесточавших санкции против КНДР (в ответ на каждое испытание Пхеньяном ядерного оружия, а также на отдельные пуски ракет). Дополнительные санкции принимали США, Евросоюз, Япония, Австралия, Южная Корея. В результате страна оказалась почти в полной санкционной блокаде.

В апреле 2018 года при посредничестве США и России две Кореи подписали совместный документ и наметили шаги к историческому примирению. Этот поворот тогдашний президент США Дональд Трамп считал своим «историческим достижением». Предполагалось, что в процессе примирения ядерный арсенал КНДР будет передаваться под международный контроль в обмен на снятие санкций и массированную международную помощь. При смене администрации в США великое корейское примирение, увы, было глубоко заморожено.

В настоящее время перед Россией и Китаем – ключевыми контрагентами КНДР – встаёт нелёгкая задача. Пришло время пересмотреть явно устаревший, ставший бессмысленно-карательным режим санкций против Пхеньяна, но при этом не разрушить режим нераспространения. Это вполне возможно, если Москва и Пекин будут действовать совместно. Первичные шаги гуманитарного характера могли бы быть приняты двумя державами немедленно и инициативно ad hoc (поставки нефтепродуктов, угля, продовольствия, медицинских средств и др.). А более основательное правовое переоформление статуса КНДР хорошо бы внести в виде совместного проекта резолюции СБ ООН.

Думается, что остальные члены Совбеза, столкнувшись с перспективой фактического, произвольного снятия санкционного режима в отношении КНДР, предпочтут развалу упорядоченный поэтапный демонтаж. Особенно если параллельно будут предприняты усилия по возобновлению и завершению великого межкорейского примирения.

Миропорядок опасно и безответственно «рушить до основания». А осмотрительно и реалистично менять – самое время.

Голосование
Дебаты
Новости партнеров