При взаимодействии Москвы и Пекина устаревшие санкции против КНДР можно пересмотреть
В связи с продолжающимся на наших
глазах распадом «старого миропорядка» все его фундаментальные опоры подлежат
ревизии с последующей корректировкой или заменой. Причём делать это лучше превентивно
и договорно, не допуская очередных случаев стихийного обрушения порядка в хаос.
О неотложности такой работы весомо,
грубо и зримо напомнил наезд в Россию бронепоезда с лидером КНДР Ким Чен Ыном. Пришло время
разобраться, в какой мере отвечает современным реалиям статус всестороннего
«изгоя», возложенный объединёнными нациями на Пхеньян за самовольное обладание
ядерным оружием.
Как известно, режим нераспространения ядерного оружия, закреплённый системой
международных договоров и резолюций СБ ООН, имел целью зафиксировать круг
ядерных держав по состоянию на 1967 г., не допуская его дальнейшего расширения.
Со времени вступления в 1970 г. в силу
Договора о нераспространении ядерного
оружия (ДНЯО) прошло более чем полвека и ситуация в корне изменилась.
Кроме изначальной ядерной пятёрки - США, России, Великобритании, Франции и
Китая – ядерное оружие появилось у Индии, Пакистана, Израиля (не подтверждено)
и у Северной Кореи. Именно последняя стала предметом самых жестких, в чём-то
показательных международных санкций.
С 2006 года СБ ООН принял 8
резолюций, поэтапно ужесточавших санкции против КНДР (в ответ на каждое
испытание Пхеньяном ядерного оружия, а также на отдельные пуски ракет). Дополнительные
санкции принимали США, Евросоюз, Япония, Австралия, Южная Корея. В результате
страна оказалась почти в полной санкционной блокаде.
В апреле 2018 года при посредничестве
США и России две Кореи подписали совместный документ и наметили шаги к
историческому примирению. Этот поворот тогдашний президент США Дональд Трамп
считал своим «историческим достижением». Предполагалось, что в процессе
примирения ядерный арсенал КНДР будет передаваться под международный контроль в
обмен на снятие санкций и массированную международную помощь. При смене
администрации в США великое корейское примирение, увы, было глубоко заморожено.
В настоящее время перед Россией и
Китаем – ключевыми контрагентами КНДР – встаёт нелёгкая задача. Пришло время
пересмотреть явно устаревший, ставший бессмысленно-карательным режим санкций
против Пхеньяна, но при этом не разрушить режим нераспространения. Это вполне
возможно, если Москва и Пекин будут действовать совместно. Первичные шаги
гуманитарного характера могли бы быть приняты двумя державами немедленно и инициативно
ad hoc (поставки нефтепродуктов, угля,
продовольствия, медицинских средств и др.). А более основательное правовое
переоформление статуса КНДР хорошо бы внести в виде совместного проекта
резолюции СБ ООН.
Думается, что остальные члены
Совбеза, столкнувшись с перспективой фактического, произвольного снятия
санкционного режима в отношении КНДР, предпочтут развалу упорядоченный
поэтапный демонтаж. Особенно если параллельно будут предприняты усилия по
возобновлению и завершению великого межкорейского примирения.
Миропорядок опасно и безответственно
«рушить до основания». А осмотрительно и реалистично менять – самое время.