Уход западных компаний с нашего рынка — это и проблема, и шанс
На мой взгляд, уход западных компаний
с нашего рынка — это и проблема, и шанс. Но при этом шансом не все смогут
воспользоваться. На первый взгляд кажется, что уход компаний из относительно
простых секторов, к которым традиционно принято относить легкую промышленность,
например, — это вроде бы шанс. Все обсуждают, что сейчас наконец-то российские
производители смогут заместить импортных ритейлеров.
Однако нужно понимать, что даже в
такой, казалось бы, простой ситуации зачастую важен масштаб бизнеса и выход
сразу на иные объёмы.
С одной стороны, мы будем наблюдать
действительно расширение отечественных производителей, отечественных брендов в
лёгкой промышленности, но вопрос заключается в том, как быстро они смогут в
реальности заместить всю большую высвободившуюся нишу, заполненную ранее иностранными
компаниями. Одновременно мы видим, что на их место приходит ряд зарубежных
брендов, и в общем нельзя однозначно говорить о том, что мы наблюдаем снижение
конкуренции вследствие ухода иностранных компаний.
С другой стороны, мы должны, конечно,
смотреть на технологически сложные отрасли, процессы, где одного только
масштаба бизнеса и желания, намерения компании заместить не хватает. Это вопрос
доступности технологий, возможности компаний в короткие сроки произвести
что-то, что будет сопоставимо с тем, что присутствовало ранее на рынке вместе с
участием иностранных компаний.
В ряде секторов мы будем видеть
технологическое упрощение, местами нам придётся отказаться от ряда тех более
сложных товаров, к которым мы привыкли. То же самое касается предприятий.
Ключевой вопрос, пожалуй, заключается
в том, сможет ли российская экономика в долгосрочной перспективе
воспользоваться этим шансом и наверстать, приблизиться к технологической
границе западных стран. И в разрезе отдельных отраслей ситуация довольно сильно
различается.