Военная помощь Украине предполагает поставки вооружений из запасов Армии США
Палата представителей приняла ряд законопроектов, которые дают зелёный свет новым траншам военной помощи Украине. А также – создают правовой механизм конфискации российских суверенных активов. Законопроекты, скорее всего, пройдут и Сенат.
Военная помощь Украине предполагает поставки вооружений из запасов Армии США. Сами деньги пойдут на возмещение данных запасов, а такое на иные программы. Можно ожидать увеличения поставок оружия и боеприпасов Украине. В сочетании с помощью из стран-союзников США, Украина получит очередные партии вооружений. Вопрос в том, в какой степени эти объёмы помогут Украине. Российская армия также наращивает свое давление, а российский ВПК, судя по всему, существенно увеличил выпуск своей продукции.
Нужно знать о новом механизме конфискации российских суверенных активов, во-первых, что конфискация российских активов обсуждается в США, ЕС и других странах с самого начала СВО. Пока полноценный механизм есть только у Канады. У ЕС имеется механизм конфискации доходов от суверенных активов. В США он имел ограниченную форму и предполагал лишь возможность передачи Украине активов, конфискованных в рамках уголовного преследования нарушителей режима санкций. Так в феврале 2023 г. сообщалось о передаче Украине 5,4 млн. долларов, конфискованных в рамках уголовного дела в отношении крупного российского бизнесмена. Масштабных конфискаций в рамках такого механизма все же не было в силу относительно небольшого числа попыток вывести из США заблокированные активы.
Во-вторых, законопроекты о различных санкциях против РФ вносились десятками. Но после начала СВО они, обычно, не проходили даже одну палату. Основная часть санкций против РФ, введенных после февраля 2022 г., закреплена президентскими указами или подзаконными актами отдельных ведомств. Законодательно закреплен запрет на поставку в США энергоносителей, запрет на нормальные торговые отношения с РФ, санкции против покупателей золота из РФ. То есть лишь небольшая часть введенных санкций.
В-третьих, обсуждаемый механизм конфискации российских активов закреплен в законопроекте H.R. 8038 от 17.04.2024. «Достижение мира в 21 веке посредствам силы». Его не надо путать с H.R. 8035, который определяет военную помощь Украине. Это два разных документа, просто рассматривались они в одну сессию. Конфискация российских активов закреплена в ч. 2 H.R. 8038 «Перенаправление российских суверенных активов».
В-четвертых, речь пока только о суверенных, то есть государственных, а не частных активах. В документе указано, что их стоимость в юрисдикции США составляет 4-5 млрд. долларов, тогда как всего в мире заморожено порядка 300 млрд. российских суверенных средств, из них 190 млрд. в юрисдикции Бельгии. Иными словами, в США - лишь малая часть российских суверенных активов. По понятным причинам, эта сумма увеличиваться не будет.
Президент США наделяется полномочиями конфисковывать российские суверенные активы и передавать их в специальный Фонд поддержки Украины. Фонд должен быть в юрисдикции США. Однако полномочия президента весьма широкие. Президент может, но не должен конфисковать российские суверенные активы. Он также может разморозить их, то есть по факту вернуть РФ, если только Конгресс не помешает ему совместной резолюцией.
Иными словами, закон на накладывает на президента избыточных обязательств по конфискации. Президент должен координировать действия по конфискации и передаче активов Украине с партнерами по Группе 7, а также с ЕС, Австралией и др. В частности, речь о "Международном фонде компенсации Украине", с которым должен взаимодействовать американский Фонд поддержки Украины. К тому же президент должен дать Конгрессу отчет о том, какие российские лица находятся под блокирующими санкциями ЕС и Великобритании, определить, распространяются ли на данных лиц положения санкционных законов и указов США. Впрочем, он не обязан эти санкции вводить.
Законопроект имеет шансы дойти до стадии закона. Его действие охватывает относительно небольшую часть российских суверенных активов (4-5 млрд. долларов). Механизм не предполагает обязательной и одномоментной передачи всех конфискованных активов. Скорее всего, процесс растянется во времени.
Конгресс пока не выкручивает руки Администрации по вопросу конфискации. Рассчитывать на возврат этих активов Москве не стоит. Возврат обставлен условиями кабальными и неприемлемыми. Урок для остальных суверенных инвесторов в США. Особенно из КНР и других стран, политика которых может идти в разрез с интересами США. Их активы может ждать та же участь.
Следующая ступень эскалации – частные активы, а также появление аналогичных механизмов в ЕС и у других инициаторов санкций.
Подписывайтесь на Publico в Дзен.Новости, а также следите за экспертными дебатами и комментариями к главным событиям дня в нашем telegram-канале.