ЭКСПЕРТНЫЙ ПОРТАЛ ДЕБАТОВ И МНЕНИЙ
Статус
Завершены
Голосование завершено
Рассчитываем...
  • Ева Меркачева
    Ева Меркачева
    Эксперт

    На мой взгляд, запретить никабы на сегодняшний день крайне необходимо. Раньше такой вопрос не вставал, потому что и соответствующей проблемы не было. Даже в тех регионах России, где люди придерживаются исключительно мусульманской религии, женщины не носили никабы. У нас многонациональная страна, к примеру, в Татарстане абсолютное большинство жителей – это мусульмане, да и существует еще много других субъектов страны, придерживающихся исламской традиции, но увидеть на просторах СССР женщину в никабе было невозможно. Таких случаев просто не было, а вместе с ними не было и подобной проблемы, поэтому власть ранее никогда не запрещала такое одеяние.

    Сегодня же эта проблема обозначилась: сейчас видим женщин в никабах, и такой наряд нужно запретить. Почему? Потому что никабы носят, в основном, те женщины, в чьих семьях много говорят о радикальных религиозных исламских направлениях. Примечательно, что никабы запрещены в европейских странах, по этому вопросу было принято несколько решений ЕСПЧ. Подобные решения действуют во Франции и в Бельгии, например.

    Интересно, что Европейский суд по правам человека посчитал, что запрет на отношение никабов как во Франции, так и в Бельгии не противоречит правам человека, что это нормально в демократическом обществе и ни в коем мере никого не унижает и не дискриминирует. Так говорит ЕСПЧ о ситуации в демократическом европейском обществе, поэтому думаю, что этот пример очень показателен.

    В России ранее с этой проблемой не сталкивались, первой ее заметила Европа, в связи с чем, приняла меры и, на мой взгляд, совершенно правильно сделала. Сейчас проблема пришла в Россию, и нам важно принять подобные запреты, не затягивая, потому что террористическая угроза растёт. Если женщина одета в никаб, то невозможно понять даже женщина ли это, кто скрывается за черным одеянием. Вдруг, это террористка-смертница или вообще мужчина, что в условиях растущей террористической угрозы крайне опасно.

    50 голоса(ов) (21%)
  • Евгений Федоров
    Евгений Федоров
    Эксперт

     

    Россия изначально – страна многоэтническая и многоконфессиональная. Ещё до Киевской Руси в наших землях существовало множество религиозных течений, поэтому мы должны уважительно относиться к традициям всех народов, которые живут в Российской Федерации.

    Но при этом должны быть решены и вопросы безопасности. Очевидно, что в городах и в местах большого скопления людей не должно быть ношения каких-либо вещей, которые закрывают лицо и могут таким образом помочь террористам маскироваться, чтобы вести свои чёрные действия, устраивать террористические акты.

    Поэтому по религиозным или культурным соображениям ни в коем случае нельзя запрещать никабы, но нужно ввести ограничения, связанные с местами массового скопления людей в отношении нарядов, которые закрывают лицо и не позволяют идентифицировать личность.

    97 голоса(ов) (41%)
  • Мария Арбатова
    Мария Арбатова
    Эксперт

    Никаб и тагельмуст появились  у народов пустыни в доисламские времена, благодаря им женщины и мужчины прятали лицо от солнца, песка и ветра. Следуя традиции, не имеющей отношения к религии, мужчины-туареги до сих пор носят тагельмуст, из-под которого видны одни глаза.

    Никаб, как и тагельмуст, никак не оговорён шариатом, и консенсус исламских теологов не признаёт его религиозной одеждой. Тем более что по правилам совершения хаджа, женщине, делающей обход вокруг Каабы, запрещено полностью закрывать лицо и надевать перчатки, закрывающие кисти рук.

    С никабом сегодня борются не только в западных странах. В Ираке никаб запретили, чтобы под ним не прятались боевики ИГИЛ*. В Марокко никабы запрещено не только носить, но даже шить и продавать. Против никабов выступили Таджикистан и Узбекистан. В Казахстане такой запрет действует с 2017 года, а в Киргизии проект запрета на стадии рассмотрения.

    Протест против никаба связан как с защитой прав женщин, так и с вопросами безопасности. В последние годы никаб стал для всего мира символом терактов, совершённых женщинами, прячущими лица. Радикалы приучили нас к тому, что под никабом может быть взрывное устройство.

    Мы хорошо помним и Дубровку, и теракты в московском метро. Помним, как в Стамбуле в 2015 году смертница в никабе взорвала вместе с собой двух полицейских. Помним, как в кенийском Момбасе в 2016 году три смертницы в никабах напали на полицейский участок. Помним, как в 2018 году девица с Урала, ставшая радикалкой, пришла в никабе на КПП в Грозном и взорвала себя.

    Этого достаточно, чтобы не чувствовать себя в безопасности возле одетых в никаб, чтобы хотеть ехать с ними в одном вагоне метро или лететь в одном самолёте. И разговоры о нарушении прав мусульман не имеют к никабу ни малейшего отношения, запрет никаба – это вопрос общественного порядка.

    Африканские племёна тоже имеют свой стандарт религиозного образа, обнажающего основную часть тела. Но ни кому не придёт в голову, что запрещая ходить по нашим улицам в оголённом татуированном виде, закон ограничивает африканские племена в религиозных правах.

    Наша российская идентичность сформирована определённым способом: мы в обязательном порядке закрываем одеждой табуированные части тела и в обязательном порядке открываем лицо. И, живя в своей стране, имеем не только право, но и обязанность  защитить собственную идентичность.

     

    31 голоса(ов) (13%)
  • Анна Федорова
    Анна Федорова
    Эксперт

    На мой взгляд, в современной ситуации и в мире в целом, и в России в частности, с точки зрения террористической угрозы, любая одежда и костюмы, полностью закрывающие лицо, должны быть запрещены. Неважно, никаб это, маска сварщика, большие тёмные очки на все лицо (есть такие модели), но в общественных местах люди в таком виде появляться не должны просто из соображений безопасности.

    Это самая главная и правильная оптика, через которую нужно смотреть на дискуссию вокруг запрета никабов, - контртеррористическая безопасность. Потому что данный вопрос не имеет в своей осноке ни национальных, ни религиозных, ни этнических аспектов. Если ты находишься в общественном месте, то будь добр открыть лицо.

    28 голоса(ов) (12%)
  • Платон Беседин
    Платон Беседин
    Эксперт

    Я считаю, что запрет ношения никаба в России необходим. Более того, эта мера абсолютно логична.

    Сразу вспоминается обложка романа «Покорность» Мишеля Уэльбека, где Мона Лиза закрыта никабов, в прорези для губ которого видна лишь ее улыбка. И чтобы не было Джоконды, которая будет смотреть на мир сквозь прорези для глаз, нужно принимать меры уже сейчас, на мой взгляд. Причем эта инициатива по запрету никабов стала правильной даже для многих мусульманских стран, которые давно пришли к их запрету. Поэтому вряд ли что-то мешает нам в России к этому прийти.

    Запрет никаба – это не только вопрос безопасности, что само собой, важно, но ещё и вопрос идентичности. Вопрос того, чтобы не размывать границы, сохранять целостность не только территориальную, но и смысловую. В определённый момент подобные ношению никабов вещи приводят к серьёзным рискам, и мне видится, что мы уже давно на пороге таких серьёзных рисков. Поэтому я поддерживаю данную инициативу.

    26 голоса(ов) (11%)