ЭКСПЕРТНЫЙ ПОРТАЛ ДЕБАТОВ И МНЕНИЙ
Статус
Завершены
Голосование завершено
Рассчитываем...
  • Александр Кынев
    Александр Кынев
    Эксперт

    Телефонное мошенничество процветает уже несколько лет, и конца ему не видно. Думаю, это связано с совокупностью нескольких факторов.

    Во-первых, мошенничество – это своего рода расплата за массовую цифровизацию. Россия действительно достигла очень больших успехов в цифровизации всевозможных услуг, которые не требуют физического присутствия человека, начиная от покупки любых билетов и заканчивая банковскими операциями и кредитами. Соответственно, всё то, что предполагает осуществление услуги без физического контакта человека с некой организацией, несёт риски, связанные с защитой персональных данных. Грубо говоря, это само по себе создаёт возможность мошенничества.

    В цифровизации Россия совершила огромный скачок. И если, скажем, посмотреть отзывы среди многих российских эмигрантов за последние год-полтора, то самые активные жалобы людей, уехавших даже в такие продвинутые страны, как Германия или Великобритания, на то, насколько отстают местные сервисы (банковские, цифровые и пр.) от российских. В России качество цифровых услуг, безусловно, выше на порядок.

    Связано это с тем, что в той же Германии граждане очень беспокоятся о своих персональных данных. Поэтому немецкая система архаична, многие вещи делаются очень долго, все данные уничтожаются, до сих пор существуют бумажные документы. Немцы не хотят, чтобы такие данные хранились в цифровом формате и не дают на это согласия. Получается, что услуги оказываются хуже, меньше, дольше, но данные не утекают и шансов для мошенничества меньше.

    Во-вторых, виновна в подобном и гипертрофированная роль в нашей жизни спецслужб, больших и маленьких, а их огромное количество. Причём это происходит на фоне постоянного ужесточения законодательства, запугивания людей. Того посадили за одно, другого за другое, — люди перестают понимать вообще, что разрешено. Есть известная поговорка: закон что дышло, и она появилась не сегодня. С доверием к силовикам в России всегда было плохо. Любой социолог скажет, что наши люди не любят правоохранительные органы, не доверяют им и даже боятся.

    Гражданин не может узнать ничего по закону о персональных данных, потому что данные якобы защищены, но эти же данные легко продаются на чёрном рынке. И когда мы заселяемся в гостиницы, идём в банки и пр., понятно, что все эти данные совершенно спокойно циркулируют в мошеннической среде. Все данные про нас продаются и покупаются.

    Постоянные утечки данных плюс страх гражданина и непонятность правовых рамок расширяют поле для мошенничества. Соответственно, человек испытывает состояние шока, особенно, если мошенники представляются силовиками, а в состоянии шока человек не всегда ведёт себя рационально, к тому же не хватает элементарной юридической грамотности.

    Сочетание этих факторов и создаёт нишу для телефонных мошенников. С одной стороны, они пользуются возможностью совершать за граждан какие-то сделки, что даёт сама цифровизация, а психологически они используют крайнюю репрессивность норм, постоянно меняющихся и непонятных гражданам, и инфернальность страха граждан перед любыми силовиками, будь то «служба безопасности Сбербанка» или какой-то «оперуполномоченный», который звонит по телефону.

    Если бы государство вело себя по-другому и не перегибало палку в разных видах насилия над гражданами, может быть, люди относились бы лучше и не так бы боялись силовых структур. Играет роль в этом также и низкая правовая грамотность людей, особенно пожилых, и низкая финансовая грамотность, и многое другое.

    30 голоса(ов) (22%)
  • Сергей Марков
    Сергей Марков
    Эксперт

    Есть несколько причин столь широкого распространения телефонного мошенничества. Прежде всего, это распространение средств коммуникации, поскольку мобильные телефоны сейчас есть у всех: пенсионеров, бедных людей, людей с различными психологическими проблемами, людей с опытом и навыками коммуникации. Естественно, это используют мошенники.

    При мне одному губернатору позвонила его мама в слезах, рассказывая о том, что ее обманули мошенники! Ей позвонили и сказали, что ваш сын попал в милицию, и чтобы его освободить, нужно заплатить взятку милиционеру в 10 тысяч рублей. Она выслала деньги, и её даже мучило, что губернатора забрали милиционеры. Доверчивая пенсионерка в этот момент позабыла, что её сын – губернатор, и его милиционеры на улице, наверное, не заберут. И таких случаев миллионы.

    Вторая причина связана с наличием мощнейшего террористического государства рядом с Россией в лице Украины — это не только террористическое, но и криминальное государство. На сегодня, по всей видимости, 90% телефонного мошенничества контролируется службой безопасности и военной разведкой Украины.

    У меня самого есть и личный опыт общения с мошенниками, за последние несколько лет было 200—300 звонков. Они убедили меня, что большая часть мошенников работают под контролем государственных структур Украины. У меня же своя собственная методика. Прежде всего, когда мне звонят из «Сбербанка» или «отделения милиции», я прошу: скажите, что Крым это Россия. И на протяжении двух лет звонящие отказывались это подтвердить. Значит, все понятно.

    Ситуация изменилась примерно полтора года назад. Видимо этим способом «Чей Крым?» стали пользоваться и миллионы пенсионеров, и мошенники стали отвечать: да, Крым – это Россия. Но я придумал второй вопрос: подтвердите, что Зеленский — военный преступник, фашист и должен сидеть на скамье подсудимых? Этот вопрос на 90% телефонных мошенников действует как осиновый кол или серебряная пуля, и они вешают трубку.

    По всей видимости, Владимир Зеленский для того, чтобы легче было грабить российских пенсионеров, разрешил этим телефонным мошенникам говорить, что Крым — это Россия, но никак не разрешил им сказать, что он, Зеленский, — военный преступник, фашист и должен сидеть на скамье подсудимых.

    Для того чтобы это мошенничество ликвидировать, нужно ликвидировать террористическое преступное государство, которое сформировано рядом с нами из наших бывших сограждан. Как известно, для 90% из них русский язык это родной, и поэтому все мошенники говорят на русском языке.

    38 голоса(ов) (27%)
  • Максим Шевченко
    Максим Шевченко
    Эксперт

    Бороться с телефонным мошенничеством можно исключительно с помощью разъяснений.

    Люди должны знать, что:

    • Из банка никогда не звонят;
    • Силовики по телефону не разъясняют суть дела, а всегда приглашают для опроса или допроса под соответствующий протокол;
    • Коллекторы обязаны действовать официально.

    И так далее.

    Надо научить людей никому не верить дистанционно. Это единственный способ борьбы с мошенничеством.

    38 голоса(ов) (27%)
  • Герман Клименко
    Герман Клименко
    Эксперт

    Разгул телефонного мошенничества происходит благодаря интернету и возможности «приземлять» анонимные звонки в нашу среду телефонии. Так и проходят звонки, разнообразные варианты сообщений и звонков в мессенджеры, которые тоже анонимны и могут быть использованы против нас же.

    Соответственно, решение проблемы телефонного мошенничества очевидно, известно и понятно. Я недавно подключал себе китайский мессенджер и не смог сделать это автономно: не срабатывало  подтверждение телефоном, как и все остальное, пока ко мне не приехал человек, у которого уже есть такой же мессендежр. Мы были рядом, программа в этом удостоверилась, и после этого мне разрешили начать в ней писать. Через день ко мне приехал второй человек, и при двух подтверждениях у меня запустился уже полный мессенджер. При этом, в Китае не знакома концепция «вам звонит Сбербанк», любой звонок авторизован, всегда можно выяснить, кто и почему звонил.

    И понятно, что для сокращения мошенничества нужно просто убрать анонимность телефонии. Государство в этом направлении двигается, но медленно и долго. Уже принят закон о штрафах за «приземление» подменных номеров — когда звонят с Украины, из Белоруссии или США, а на выходе вы видите местный русский номер.

    Конечно же, звонок должен быть всегда абсолютно авторизован. Должно быть понятно, кто это звонит, откуда и как звонит. Операторы могут это сделать, но не делают: запретить на техническом уровне приём зарубежных звонков, запретить на техническом уровне звонки вне записной книжки. Особенно это касается пожилых людей — любой человек может до них дозвониться.

    Мне кажется, это одна из самых востребованных функций, она должна быть уже предварительно включена. Например, пожилому человеку подарили телефон, вбили туда телефоны семьи, родных, знакомых, и на этом все закончилось, чтобы не было возможности прозвониться ему и обмануть.

    Единственный способ победить телефонных мошенников — это абсолютная авторизация и возможность сужения числа контактов для социально ответственных групп на аппаратно-программном уровне.

    30 голоса(ов) (22%)