- Борис КопейкинЭксперт
Странно говорить о кризисе, когда экономика по итогам года может вырасти более чем на 3%, а безработицы практически нет. Инфляция действительно заметно отклонилась от цели Центрального банка в 4%. И по итогам года будет выше 7%. По последним данным Росстата, яйца в ноябре были более чем на 40% дороже, чем год назад. Но вот, например, картофель на 10% дешевле. В первом случае на повышенный спрос наложился птичий грипп, а с картофелем помог хороший урожай.
Понятно, что набор покупок, а значит и личная инфляция у каждого своя. Да и обращаешь внимание на то, что подорожало в первую очередь. С ноября по ноябрь по статистике заметно подорожали куры, помидоры, капуста, груши, апельсины, бананы и виноград. А вот цены на рыбу и многие кондитерские изделия – росли ниже среднего. Снизились цены на некоторые молочные продукты, муку, горох и овсянку. На гречку упали более чем на 20%.
Так что важен баланс, и оливье – отличный тому пример. Так, по последним расчетам ЦСР оливье обойдется на 8,7% дороже чем в прошлом году. Но одновременно по данным Росстата в III квартале 2023 г. номинальные доходы выросли более чем на 10% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. То есть оливье – в среднем – жители России смогут сделать немного больше, чем в прошлом году. И отечественного шампанского купить кстати тоже.
Инфляция на фоне действий ЦБ в будущем году очевидно будет снижаться. Так что никакого кризиса экономики не наблюдается.
33 голоса(ов) (23%) - Василий СолодковЭксперт
Рост цен на новогодние продукты свидетельствует не об экономическом кризисе, а о растущей инфляции. Почему же инфляция набирает обороты?
Во-первых, растёт составляющая бюджета, не связанная с производительными расходами. Грубо говоря, всё меньше средств тратится на науку, образование, здравоохранение, и всё больше статей бюджета составляют на военные расходы.
Во-вторых, рост инфляции – следствие обвала курс рубля. Страна как была, так и остаётся импортозависимой, потому что импортозамещение существует только в головах людей, которые его придумали. Это показывает кризис с яйцами, это показывает и рост цен на продукты питания.
Центральный Банк России пытается остановить процесс и повышает ключевую ставку. Но ключевая ставка действует лишь на тех, кто берет кредит. Для тех, кто получает деньги из бюджета, эта ставка не играет никакой роли. Поэтому получается, что государство одной рукой вбрасывает деньги, а другой рукой пытается деньги изъять, но не у всех, а лишь у тех, кто с бюджетом не связан.
27 голоса(ов) (19%) - Александр АршавскийЭксперт
К Новому году, да и к любым праздникам, цены всегда повышаются. Неважно, как до этого росли цены, все равно к празднику цены увеличиваются, ведь увеличивается и спрос, поэтому от таких колебаний никуда не деться.
Да, в течение всего года была отмечена повышающая динамика цен. Но сейчас пошёл всплеск относительно и так наблюдаемой инфляции. Говорить о том, что данный всплеск отражает какой-то экономический кризис, просто смешно.
25 голоса(ов) (17%) - Петр ШелищЭксперт
Никаких признаков сокращения потребительского спроса не наблюдается. Резкий рост цен на яйца произошёл в октябре-ноябре 2023, задолго до Нового года, а вот подорожание шампанского, деликатесов и Деда Мороза привязано к праздникам, как цены на цветы перед 8 Марта.
Да, праздники дают продавцам возможность дополнительно заработать на повышенном спросе на такие товары и услуги. Те, кого это сильно беспокоит, заранее закупили шампанское и копчености, заготовили наряд Деда Мороза.
Хотелось бы верить, что дети из семей с низкими доходами будут обеспечены бесплатными билетами на новогодние ёлки и подарками.
28 голоса(ов) (19%) - Владимир СальниковЭксперт
Скорее, наоборот, в каком-то смысле рост «индекса оливье» говорит о некотором повышенном спросе, в условиях которого производители, а чаще даже продавцы, то есть ритейл, «тестируют» кошелёк потребителя — к чему он готов, к какому повышению цен он готов. С яйцами произошёл классический случай, который хорошо показывает это.
Никакого сверхкризиса там нет. Может быть, были какие-то локальные уменьшения спроса, но совсем небольшие. Во-первых, есть элементы ажиотажного спроса, когда люди начинают резко закупаться, а во-вторых, ритейл максимизирует свою прибыль достаточно жёстким образом.
В нынешних условиях идёт довольно ощутимый рост зарплат — в части оплаты труда ситуация была достаточно благоприятная. Ритейл это понимает и просто пытается побольше заработать. Это именно не кризис, это просто некий разогрев рынков, связанный в том числе с ускорением роста оплаты труда в последние год-полтора.
Как с этим бороться? Понятно, что есть разные административные методы просто на уровне тушения пожара, но надо, конечно, и более системно действовать. Надо увеличивать конкуренцию в разных сегментах. Хотя и мониторинг, конечно, тоже никто не отменял, тем более, что сейчас это делать элементарно: у нас всё сейчас цифровизовано, все эти системы можно донастроить и в реальном времени всё видеть.
Вопрос, конечно, насколько это понравится ритейлерам. Но тут государство, мне кажется, должно занять довольно жёсткую позицию. По крайней мере, можно установить некоторые предельные уровни, — речь идёт не о регулировании цен, здесь это важно подчеркнуть, но о том, чтобы не допускать именно резких скачков. Резкие скачки — вещь чисто спекулятивная, по большому счёту.
29 голоса(ов) (20%)