ЭКСПЕРТНЫЙ ПОРТАЛ ДЕБАТОВ И МНЕНИЙ
Статус
Завершены
Голосование завершено
Рассчитываем...
  • Леонид Поляков
    Леонид Поляков
    Эксперт

    Такое событие как передача из музейного фонда иконы Троицы Андрея Рублева РПЦ, конечно, очень важный момент в нашей современной истории. Русская православная церковь обладает неким особым статусом по отношению ко всему так называемому художественному наследию: иконам, церковному убранству и так далее. Долгое время в эпоху Советского Союза всё это считалось принадлежностью государства и рассматривалось с позиции искусство это или не искусство.

    Сейчас иконе возвращается реальный статус принадлежности определённого культа. Русская икона — совершенно особая вещь. Напомню, сама по себе иконопись далеко не самоочевидна. В истории Византии был период, когда иконопись даже была под запретом, иконы уничтожались, был период так называемого иконоборчества. Православная церковь переживала в своей истории очень сложный период, и поэтому сам статус иконы далеко не самоочевиден.

    Но иконопись приобрела особый статус и особую роль. Сама по себе идея изображения божественных сюжетов и божественных лиц далеко не везде принята в христианском мире. В католических храмах мы практически не видим икон, в основном, скультуру. Протестанты вообще отрицают необходимость икон в храмах. Получается так, что иконопись — особенность православия, в частности русского православия.

    Есть забота музейных работников по поводу того, что передача в РПЦ иконы Святой Троицы губительно скажется на состоянии самой иконы, которая может недолго просуществовать, потому что такого режима хранения, который сейчас обеспечен ей в музее, там не будет. Но дело в том, что поскольку этот вопрос всё-таки связан с глубокой верой, икона — вещь божественная, богодухновенная, то что случится с этой иконой — это в руке Божией.

    Если вы серьёзно верующий, если для вас икона это не предмет искусства —  прийти поглазеть и порассуждать о красках, о перспективе, — если это способ общения с Богом, то, наверное, и судьба самой иконы тоже в руках Бога, как он управит, так и будет. Если она погибнет, значит, действительно, такова её судьба. А если вопреки всему, всяким ветрам, температурам и прочему она будет сохраняться, — значит, это действительно божественное произведение.

    С точки зрения музейщиков и вообще работников отрасли исследователей русского религиозного искусства передача иконы РПЦ – шаг неправильный. Но, на мой взгляд, нужно осознание того, с чем они имеют дело. Да, может быть, это важно исследовать, важно понимать, как это написано, заниматься искусствоведческим анализом. Но самое главное для иконы — это её присутствие в храме и возможность для тех, кто действительно верит, с ней общаться.

    Я считаю, что этот акт правильный. Конечно, при этом нужно сделать всё возможное, чтобы действительно чисто физическое воздействие на эту икону не оказалось буквально разрушительным.

    И, конечно, очень важно обеспечить её защиту, потому что мы знаем, что рынок религиозного искусства иконописи — это реален и далеко не всегда легален, есть и чёрный рынок. Такая значительная ценность может оказаться целью грабежа. Поэтому нужно обеспечить всё, чтобы икона действительно была защищена от климатического воздействия и была под надёжной охраной.

    При этом условии, я думаю, даже музейщикам не стоит особенно беспокоиться.

    20 голоса(ов) (32%)
  • Алексей Руткевич
    Алексей Руткевич
    Эксперт

    Мы все понимаем, что икона, тем более такого уровня, — это и произведение искусства, и религиозная святыня. По всему миру есть практика размещения религиозных святынь в музеях, и это нормально; равно как есть и такая практика, когда по желанию представителей той или иной конфессии эти религиозные святыни находятся в храмах.

    Решение принято, относиться к нему нужно нормально. Вполне понятно, что в церкви хватает превосходных искусствоведов и вообще ценителей искусства. И нормально требование того, чтобы условия нахождения иконы в храме соответствовали музейным, то есть именно сохранению произведения искусства, но и охранению тем самым религиозной святыни.

    В конце концов, современные технические возможности для этого существуют, и помещение в храм означает, во-первых, доступность так, чтобы функцию произведения искусства икона тоже сохраняла и её видели люди. Во-вторых, создание условий, аналогичных музейным, сегодня вполне возможно.

    20 голоса(ов) (32%)
  • Виктор Аксючиц
    Виктор Аксючиц
    Эксперт

    Иконы писались для храмов! Иконы веками сохранялись в храмах. Место икон в Храмах. Нет иконописцев, которые создавали иконы для музеев.

    Современные средства позволяют создать благоприятные условия сохранности икон в храмах. Возвращение иконы Андрея Рублева "Троица" в храм – это действие не только символическое, не только уступка нуждам церковному народу, а деяние мистическое, теургическое, влияющее на судьбы Русской Церкви и России.

    Содержание икон в музеях - длящееся кощунство.

    21 голоса(ов) (34%)