ЭКСПЕРТНЫЙ ПОРТАЛ ДЕБАТОВ И МНЕНИЙ
Статус
Завершены
Голосование завершено
Рассчитываем...
  • Людмила Шувалова
    Людмила Шувалова
    Эксперт

    Форум «Малая родина - сила России» продемонстрировал, что в России есть грамотные, ответственные, думающие и инициативные люди, способные посредством самоуправления достойно работать и эффективно решать проблемы граждан на местах. Форум ещё раз подтвердил, что люди — граждане нашей страны —  главная сила России и ее важнейшее достояние.

    Прошедшие 20 лет с момента принятия Федерального N 131 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» были довольно непростыми для формирования муниципальной власти, не случайно в данный закон каждый год вносились многочисленные изменения. На местах приходилось решать насущные вопросы, непосредственно затрагивающие интересы жителей, в сфере образования, здравоохранения, ЖКХ, при этом, зачастую, муниципалитетам передавались полномочия без соответствующего объема финансирования.

    Безусловно, дальнейшие усиление роли муниципалитетов является важным фактором развития. В условиях большой протяженности территории нашей страны, можно сказать, что становление муниципального самоуправления является стратегическим приоритетом для устойчивого развития России.

    Глядя сегодня на участников Форума — представителей муниципальных образований, номинантов конкуров, очевидно, что гражданские сообщества могут не только обеспечить в полной мере решение стоящих перед местной властью задач, но и стать основой национального развития.

    29 голоса(ов) (24%)
  • Вадим Деньгин
    Вадим Деньгин
    Эксперт

    Президент Путин абсолютно верно обращает внимание общества на повышении роли муниципалитетов как основы национального развития. Именно муниципалитеты знают все, что происходит, все свои проблемы – с дорогами, ЖКХ, ветхим жильем, здравоохранением. Ведь региональные и тем более федеральные власти зачастую находятся от них на расстоянии сотен и тысяч километров.

    Но, в первую очередь, надо понимать, на что будет жить муниципалитет. Если есть рядом крупное производство, то есть налоги. А если нет? Приходят люди, просят, например, дорогу построить, а им говорят – денег нет. Тогда они идут в район, в область, там пересматривают бюджет, и рано или поздно дорогу строят. Но это принижает авторитет муниципалитета. Что это за власть, которая не может решить проблему?

    Нужны механизмы, позволяющие насытить бюджеты органов самоуправления финансами. Один из возможных ресурсов – транспортный налог. Человек живет в муниципалитете, пользуется местным дорожным хозяйством, а деньги его уходят куда-то наверх. Надо думать.

    Повышать авторитет муниципалитета необходимо общими усилиями, присматриваться к лучшему собственному и международному опыту. Ориентируясь на установки президента, в этом направлении должны активизироваться также и федеральное правительство, и Госдума, и Совет Федерации. Тем более что у парламента есть постоянно действующие профильные комитеты по делам местного самоуправления.

    Да, у нас есть сложности с бюджетом – 4 новых области, необходимы средства на СВО. Но нужно найти золотую середину, определить важность и ответственность муниципалитетов в России.

    У наших муниципалитетов три основные проблемы: кадры, бюджет, коммуникации с другими уровнями власти. Руководитель муниципалитета должен быть высокопрофессиональным человеком, прошедшим хорошую школу. Может быть, с депутатским прошлым, поскольку это дает ему подлинное понимание потребностей наших людей. Надо быть энергичным, по-хорошему суетливым, интересоваться новым. Развиваться надо каждый день. Надо также плотно работать с местными думами, которые зачастую сейчас маловлиятельны, состоят из пассивных, малоинициативных депутатов.

    Президент говорит: оглянитесь вокруг, идите к людям, встречайтесь с ними. Не может в нашей стране все вопросы решать глава государства! Местные проблемы должна решать местная власть.

    21 голоса(ов) (17%)
  • Арсений Майоров
    Арсений Майоров
    Эксперт

    Прошедший форум «Малая родина - сила России» является крайне важным событием для процесса взаимодействия институтов и представителей власти различного уровня.

    Следует начать с того, что такое мероприятие проходит впервые и его инициатором является глава государства. Ситуация нетипичная не только для России, но и для других крупных государств, т.к., казалось бы, очень большое институционально-бюрократическое пространство разделяет муниципальный и федеральный уровни власти, что затрудняет организацию горизонтального диалога на «одном языке».

    Однако 2024 год демонстрирует новые подходы Президента РФ к целому ряду политических и управленческих вопросов: в данном случае очевидна позиция В.В. Путина, согласно которой, во-первых, муниципальный уровень власти является полноценной частью национальной системы публичной власти; а во-вторых, представители муниципальной власти выполняют крайне важную функцию для государственной политики — они являются «глазами», «ушами» и «руками» государства на локальном уровне, на уровне обычного человека, его повседневной жизни и социально-бытового пространства.

    И это крайне логично, ведь те проблемы, с которыми сталкивается гражданин каждый день (например, с дорожным покрытием, детскими площадками и т.д.), во многом формируют его представления о своем городе и регионе, а также о стране в целом и ее инфраструктурных возможностях. Об этом, в частности, напрямую сказал Президент: «Мы часто говорим, что муниципальная власть ближе всего к людям. Конечно, так оно и есть. От неё напрямую зависит качество повседневной жизни наших граждан».

    Кроме того, в ходе форума В.В. Путин публично подчеркнул мысль о том, что муниципальный уровень является отправной точкой для молодых политиков и, соответственно, первым уровнем системы кадрового обновления институтов публичной власти. Для сообщества представителей муниципальной власти это колоссальный по своей значимости жест доверия со стороны не только высшего должного лица, но и высшего представителя граждан страны. Пусть пока только в формате публичных высказываний, но муниципальный уровень власти объявляется неотъемлемым элементом фундамента национального развития, который формулирует Президент РФ в т.ч. в рамках своей предвыборной программы.

    Вместе с этим можно хотя бы временно поставить точку в дискуссиях об автономном характере муниципальной власти: по крайней мере, на политическом, а не формально-юридическом уровне МСУ признается органичной частью системы государственного управления со своим уникальным набором функций. В этом контексте можно аккуратно говорить о том, что описанные обстоятельства могут потенциально привести не только к повышению престижа муниципальной власти, но и в том числе к институциональным последствиям, способным усилить данный уровень власти и возможности её представителей.

    26 голоса(ов) (22%)
  • Олег Матвейчев
    Олег Матвейчев
    Эксперт

    Что касается малой родины, то, действительно, каждый из нас вырастает на определённом месте в своей семье, среди своих родителей, бабушек и дедушек, и, конечно, в своём дворе, в своём доме, на своей улице, в своём городке или деревне. Только позже, уже в сознательном возрасте, ребёнок по-настоящему узнает, что он – часть большой страны; узнает о том, что есть наше больше государство, учит его историю, географию и прочее.

    С любви к малой родине все начинается, и на ней же все держится. Это корни, за которые цепляется человек. К сожалению, долгое время господствовала концепция, что должны развиваться только гигантские агломерации и мегапроекты, а бесперспективные, как называли тогда те самые деревни и села, посёлки и городки, в которых выросли наши родители, бабушки и дедушки, никому не нужны. Эти места пребывали в запустении. Да, где-то наводилась какая-то красота, где-то были коммуникации, где-то был даже интернет, но, в целом, в этих местечках ничего не было.

    Сейчас же происходит большой разворот лицом к людям, к земле, на которой они живут. Признана формула, которую озвучил Владимир Владимирович Путин: где бы ни жил наш человек – в селе или посёлке, в малом городке, в любой провинции – он должен иметь не только те же политические права, что и у остальных, но и такие же социальные гарантии, что и другие. Человек должен получить тот же самый уровень комфорта жизни, как и в крупных городах: чтобы у него был и портал «Госуслуги», и интернет, и связь, и почта, и телефон, и банки, и газификация, и так далее.

    Понятно, что такой цели мы еще до конца не достигли, и жизнь в провинции не сравнить с жизнью Москвы. Но с Москвой вообще трудно что-либо сравнить, потому это лучший мегаполис мира в принципе, и нет вообще в мире такого города, который был бы лучше Москвы. Но тем не менее, нужно понимать, что мы двигаемся в этом направлении: у нас будут дороги в малых городах, и они уже строятся; ремонтируется общественное пространство; улучшается  экология; проводится тот же самый интернет; строятся больницы; устанавливаются спортивные площадки, оздоровительные комплексы и так далее. Все это делается для того, чтобы человек на своей родной земле не чувствовал себя ущемлённым в чем-то.

    Краеведение введено в школьные программы, оно усиленно изучается. Сейчас крупными темпами развивается и внутренний туризм. Это помогает многим, особенно тем, кто во втором поколении переехал в крупные города, съездить на родину своих родителей и своих дедов, узнать, откуда он вышел, увидеть свои корни.

    Поэтому и развитие местного самоуправления – это очень важная задача, и важный политический приоритет, который уже имеет развитие и результатом которого станет и усилие патриотизма в стране и улучшение комфорта жизни.

    23 голоса(ов) (19%)
  • Артем Кирьянов
    Артем Кирьянов
    Эксперт

    Многие наши муниципалитеты сегодня испытывают финансовые затруднения. Если в регионе есть хотя бы один муниципалитет с профицитным бюджетом (это, как правило, региональный центр), то это не может не радовать.

    В основном, органы местного самоуправления испытывают серьезные трудности в условиях множественности полномочий и ограниченного бюджета. Например, по вопросу предоставления квартир детям-сиротам. Есть закон, обязывающий местные власти обеспечивать им жилье, есть прокурорские представления, но эти ребята по-прежнему порой годами ждут своих квартир. И это только один пример.

    Поменять ситуацию крайне сложно по объективным причинам. У нас много муниципалитетов с огромной территорией, сравнимой с некоторыми европейскими странами, где живет всего несколько тысяч человек. Для решения их инфраструктурных, дорожных, социально-бытовых проблем не поможет даже перераспределение налоговой базы.

    Нет тут волшебной палочки, а только совместное участие властей всех уровней – и региональных, и федеральных – в финансировании их развития, в том числе через предоставление инфраструктурных кредитов.

    Этот процесс уже давно идет. Хороший пример – масштабная программа строительства и капитального ремонта школьных зданий в небольших городах и поселках по всей стране. В России нет брошенных муниципалитетов, их проблемы  – забота всей власти.

    19 голоса(ов) (16%)